мирового развития и, пока совершается течение последнего, находится в потенциальном состоянии» (Нечаев П. Теизм как проблема разума. Герман Ульрици. К вопросу о методологии научнофилософского обоснования теизма. – Сергиев Посад, 1916, сс. 440441). Более подробное разъяснение этого сорта пантеизма см. в книге Алексея Введенского «Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. Prolegomena. Религии Индии» (М., 1891). В целом сопоставлению христианства и пантеизма посвящена книга Н. Боголюбова «Теизм и пантеизм» (Нижний Новгород, 1899).
458 459 Странден Д. В. Теософия и ее критики. с. 5455. Цит. по: Кудрявцев К. Д. Что такое теософия. с. 53.
459 460 Письма Елены Рерих. 19321955. с. 433.
460 461 Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. – СПб., 1994, с. 239. Там же английская исследовательница отмечает: «Теософыпарсы имели склонность фальсифицировать зороастрийские обряды» (с. 240). И еще одну строчку в книге Бойс мне хотелось бы выделить: по ее мнению знание истории зороастризма «Может стать источником силы и настоящей гордости общины, которая борется против поглощения ее в общечеловеческой массе» (с. 263). А православным – можно бороться за то, чтобы не быть поглощенными в общечеловеческой или общетеософской массе? По моде современных массмедиа и университетов любое племя имеет право бороться за сохранение своей идентичности, за самобытность своей духовной традиции. Любое – но не православные и не христиане. От православных требуют подчинения стандартам экуменизма; от христиан в целом – стандартам синкретизма. Логична ли, честна ли такая двойная мерка?
461 462 Честертон Г. К. Алая луна Меру. // Избранные произведения в 4х томах. Т. 2. – М., 1994, с. 296297.
462 463 Цитату из неназванного буддистского трактата см. – ДэвиНеел А. Посвящение и посвященные в Тибете. – СПб., 1994, с. 204
463 464 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб. б.г., с. 561.
464 465 Блаватская Е. П. Главы из «Тайной Доктрины». // Вестник теософии. 1913, ј10, с. 69.
465 466 Письма Елены Рерих 19291938. Т. 1, с. 273. После этих вполне ясных заверений Махатм весьма неожиданно было читать у Л. В. Шапошниковой в ее рекламной статье о «всепримиряющем и всепобеждающем» учении Рерихов, будто «творчество роднит земного человека с Богомтворцом и указывает ему (человеку) тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса… Материя бесцеремонно потеснила дух, разорвала связи с Высшим, усомнилась в существовании космического творчества и присвоила себе функции Богатворца » (Шапошникова Л. В. «Синтез