через астральный культ в религию язычников проникли демонические и демонопоклоннические нотки, сейчас оставим без рассмотрения. Для нашей темы важно отметить, что с точки зрения Писания (и Оригена) серьезный и успешный поиск Истины должен пролегать в стороне от «космических религий».
549 550 Буйе Л. Библия и Евангелие. – Париж, 1988, с. 151.
550 551 архим. Софроний (Сахаров). О молитве. – Париж, 1991, с. 90.
551 552 см. Danielou J. Origene. – Paris, 1948, p. 295.
552 553 преп. Максим Исповедник. Творения. Ч. 1. – М., 1993, с. 187.
553 554 св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. кн. 1. – СПб., 1896, с. 438.
554 555 Св. Василий Великий. Творения. Т. 4. – М., 1846, с. 259260.
555 556 св. Григорий Нисский. Творения. Ч. 3. – М., 1862, с. 158.
556 557 св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. – СПб., б.г., с. 412.
557 558 св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 2. кн. 1. – СПб., 1896, с. 392.
558 559 Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве. // Соловьев В. С. Соч. в 2 томах. Т. 2. – М., 1989, с. 37.
559 560 Которая тем не менее все же должна рассматриваться как религиозная, а отнюдь не «культурная» практика с точки зрения светского законодательства (для которого не существует деления на «истинную религию» и «лжерелигию»).
560 561 Карташев А. В. Вселенские соборы. – М., 1994, сс. 292 и 294.
561 562 Карсавин Л. П. Святые отцы и учители Церкви. (Раскрытие православия в их творениях). – М., 1994, с. 18.
562 563 «Теософический гнозис никогда не приходит к Богу, он до бесконечности погружен в мир, в космическую эволюцию» (Бердяев Н. А. Философия свободного духа. – М., 1994, с. 183).
563 564 Папа Иоанн Павел II. Переступить порог надежды. – М., 1995, сс. 6768. Лучший (и цитированный выше) перевод взят из фрагмента, опубликованного в «Комсомольской правде» 11.11.1994, с. 14.
564 565 Еврейский историк, не испытывающий ни малейших симпатий к христианству, пишет: «Христиане долго стекались в еврейские синагоги. В этих синагогах они продолжали свои миссионерские усилия, пытаясь обратить евреев в христианство. Видя, что их гостеприимство используется во вред, евреи ввели в литургию особую молитву, направленную против еретиков. Поскольку христиане не могли вторить этой молитве, практика использования синагог как убежищ постепенно отмерла» (Даймонт М. Евреи, Бог и история. – М., 1994, с. 202). Речь идет о молитве «Шмоне Эзрец», ежедневной главной молитве раввинов, в которую во втором веке было вставлено проклятие «еретика и назорея».
565 566 Это воздержание христианского богословия от космологических построений расчистило почву для возникновения собственно научного, а не мифологического познания мира.