буддизма в средневековой Индии. сс. 184185.
1048 1049 Померанц Г. О причинах упадка буддизма в средневековой Индии. с. 175.
1049 1050 Впрочем, и они приняли буддизм не без проблем. Когда на китайского «учителя Закона» Гиуэнтсанга слишком рьяно начали нападать буддисты иного толка, царь Харша (от 606 до 638 г. по Р.Х.) издал приказ: «тому, кто осмелится говорить против него, будет отрезан язык»; «с этого момента», скромно добавляет повествователь, «последователи заблуждений устранились и исчезли, так что за целых 18 дней не нашлось желающих вступить в прения» (Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. Т. 2, с. 432). Сам Харша, «покоривший 5 Индий», запрещает затем убивать любое живое существо и вкушение мяса – под страхом смертной казни… Впрочем, и царь Ашока («Константин Великий буддизма») не отменил смертную казнь, и в его судах использовались пытки. Как заметил католический историк науки С.Яки, «когда царь Ашока распространял проповедущий ненасилие буддизм, он делал это бессовестно насильственными методами, как законченный вояка» (Яки С. Спаситель науки. – М., 1992, с. 36).
1050 1051 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. с. 258.
1051 1052 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. с. 256.
1052 1053 Рацингер Й. Введение в христианство. – Брюссель, 1988, с. 74.
1053 1054 Шишкин О. Н. К. Рерих. Мощь пещер. (1). // Сегодня. 10.12.94.
1054 1055 Данные из книги Sansom G. A History of Japan. Vol. 3. – Stanford, California, 1963, p. 3943.
1055 1056 см. Нагато Хироси. История философской мысли Японии. – М., 1991, с. 69.
1056 1057 Вспомним священный текст кришнаитов – «Бхагавадгиту». В начале повествования описывается легендарная «битва при Курукшетре», и утром накануне боя Кришна советует Арджуне не смущаться необходимостью уничтожения всех своих родственников и миллионов людей вкупе с ними. Естественно, что В. Сидоров, поясняя, почему титул махатмы по праву носят и проповедник ненасилия Ганди и практик «революционного насилия» Ленин, напомнил об этих страницах Бхагавадгиты (см. Сидоров В. Рерих и Ленин. // Знамя мира. №11 (25), 1994).
1057 1058 Мейер А. А. Философские сочинения. – Париж, 1982, с. 448.
1058 1059 см. Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа христианской Церкви над ним. – Киев, 1917, с. 40.
1059 1060 Ольденбург С. Ф. Культура Индии. с. 231 и 232. Кстати – «Обратное влияние Индии на Запад в области искусства, если оно было, нам пока неизвестно, за исключением некоторого, небольшого влияния на мусульманское искусство Персии» (с. 234). ХХ век, впрочем, внес свои коррективы. Немало культурных инициатив обратились к Востоку с вопросами о смысле человеческого