стремясь достичь незапятнанной жизни, пока не разрушите телесную природу и пока первоначальное благо не будет вовзращено бестелесным субстанциям». Если принять гипотезу о возникновении нашего мира в результате падения ангелов, то как понять, что патриархам, которые были приятны Богу своей верой и жизнью, Бог обещал умножить их потомство подобно звездам небесным и песку морскому – ведь это означало обещание огорчить еще многие сонмы душ низвержнием их на землю?! Итак, предположение о падении душ абсурдно, а значит ложно и учение, согласно которому души облачаются в худшие или лучшие тела соответственно глубине своего падения (цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. p. 501)
1329 1331 см. Введенский Д. Эней Газский и его сочинение «Феофраст или о бессмертии души и воскресении». // Православный собеседник. 1902, апрель.
1330 1332 цит. по: C. Tresmontant. La methaphysique du christianisme et la naissance de la philosophie chretienne. Problemes de la creation et de l'anthropologie des origines a saint Augustin. – Paris, 1961, p. 571.
1331 1333 Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992.
1332 1334 Впрочем, нужно заметить, что эту особенность церковного мышления совсем не нужно приписывать какойто исключительной злопамятности православных. Среди людей, которые упоминались в этой главе, было немало таких, чьи учения не полностью принимаются Церковью. Но это не помешало ни сохранению их текстов с этими учениями, ни сохранению в целом благодарной памяти о них и об их трудах. Чтобы быть конкретным: не приняты православной Церковью хилиазм св. Иустина Философа и св. Иринея Лионского; пестрота «ковров» св. Климента Александрийского («строматы» означает «ковры»); эсхатология св. Григория Нисского; триадология св. Дионисия Александрийского; иконоборчество св. Епифания Кипрского; несторианская интонация ранних книг блаж. Феодорита Киррского; учение о предопределении блаж. Августина; гностический экстремизм Татиана и Тертуллиана; триадологические построения Арнобия и Иоанна Грамматика. Вообще первое тысячелетие оказалось менее склонно к цензуре, чем ХХ век. И поэтому видеть в составителях среденевековых церковных библиотек сотрудников оруэлловского «министерства правды» всетаки неисторично. Напомню лишь, что если бы не средневековые монахи, переписывавшие рукописи для своих библиотек, ни одно произведение античного языческого автора не дошло бы до нас.
1333 1335 Теперь стоит напомнить, что в церковноисторической литературе есть иная версия оригенова изгнания из Александрии, отличная от той, что