неслыханном Богослужении — в Литургии, на которой Христос “Приносяй и Приносимый, и Приемляй и Раздаваемый”.
Эти слова из литургической молитвы св. Иоанна Златоуста означают, что Христос есть Тот, Кто приносит единственную Жертву, то есть жрец (“приносяй”); и Он же — Тот, Кого приносит в жертву, то есть жертвенный агнец (“приносимый”); Он и приемлет эту Жертву, то есть Господь (“приемляй”), и Он же раздается в снедь причастникам (“раздаваемый”). Человеческая воля Христа совершает жертву Богу (“приносяй”). И в эту жертву она приносит саму себя: “воля не Моя, но Твоя да будет” (“приносимый”). Божественная же воля Христа приемлет эту жертву (“приемляй”); и по согласию обеих воль обо0женная плоть Христа раздается причастникам (“раздаваемый”).
Вот вопрос, который так важен для православно-протестантского диалога: кто является, если использовать терминологию богословских учебников прошлого века, “субъектом таинства”? Кто совершает Таинство? Протестантское богословие акцентирует исключительно действие Бога в деле нашего спасения. Католическая традиция полагает, что людям (прежде всего священникам) дана власть совершать таинства и чудеса. С точки зрения протестантов это магизм, кощунство и вообще язычество… Правы они или нет в своей критике католичества — вопрос отдельный. Важно лишь заметить, что православие не есть католичество. Если католическая традиция (равно как и обыденное мнение наших прихожан) полагает, что совершителем таинства является священник, через рукоположение получивший на то особые полномочия от законных церковных властей, то православное предание допускает совершенно иной ответ на этот вопрос.
Так, св. Иоанн Златоуст напоминает, что для ветхозаветного патриарха Иосифа величайшей наградой было право подать царю чашу. В Таинстве же Нового Завета все наоборот: Царь Сам подает тебе чашуzzzzzzzzzzz. “Священник стоит только, исполняя образ, и приносит молитву, а все совершает благодать и сила Божия. Это изречение (“Примите, ядите, сие есть Тело Мое…”) постоянно возращает силою благодати тех, кто достойно принимает трапезу”aaaaaaaaaaaa. Итак, священник напоминает Слово, которое совершает в нас Таинство. “Не человек претворяет предложенное в тело и кровь Христову, но Сам распятый за нас Христос. Представляя Его образ, стоит священник, произносящий те слова, а действует сила и благодать Божия. “Сие есть тело Мое”, — сказал Он. Эти слова претворяют предложенное, и как то изречение “раститеся и наполните землю” хотя