Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

А в Рим. 15, 16 говорится о совершении “священнодействия благовествования Божия”. Проповедь есть таинственное священнодействие. И в христианстве тайна распахивается миру в Евангельской проповеди. Эзотерично и мистично в христианстве не то, что спрятано, а то, что открыто: Слово стало плотьюwwwwwwwwwwww. Причастие таинственно не потому, что оно секретно, а потому что непостижимо. Именно потому, что в Причастии Бог дарит Себя нам, Причастие есть таинство. Не мы совершаем это действие, и потому мы не в силах его постичь.

Христос в Писании именуется камнем и скалою. Скала — камень, не обработанный рукой человека. Это естественная опора. Эта же нерукотворенность, предуказанная установлениями ветхозаветного закона и событиями священной истории, есть и в Таинстве Причастия. Например, при сооружении ветхозаветного жертвенника не использовались орудия: “посвящаемое Богу должно быть естественно”xxxxxxxxxxxx, то есть в конечном счете — непосредственно богосозданно. Вершинные слова православной Литургии — “Твоя от Твоих Тебе приносяще” — взяты из молитвы Давида над материалами, собранными для постройки храма: “Твоя бо суть вся и от Твоих дахом Тебе”. Ведь Литургия есть созидание Храма Тела Христова.

Все иначе в протестантизме: “Мы не признаем таинства превращения хлеба в Тело Христа и виноградного вина в Кровь Спасителя, и того, что верующие якобы вкушают не хлеб и вино, но истинное Тело и Кровь Христа” — такими словами баптистский учебник догматики проводит самую главную границу, отделившую мир протестантов от традиционной Церквиyyyyyyyyyyyy.

В протестантизме Евхаристия не есть приятие дара от Спасителя, а есть очередная присяга на верность евангельскому учению, есть нечто, что декларирует человек перед лицом Бога. Причастие оказывается не Божиим действием, а чисто человеческим, это “внутреннее общение с Его личностью, Которая пользуется этим внешним актом как выражением внутренней духовной веры” (выражения типа “Бог пользуется человеком” оставляем на совести авторов). Итак, вектор протестантской Евхаристии — от человеческого сердца (от “внутренней духовной веры”) наружу, во “внешние акты”, в символы, знаки и обряды. Это чисто человеческая деятельность. В Православии Причастие, напротив, исходя от Бога, через преображенные хлеб и вино входит в человека, преподается ему, обогащает его.

Опыт столетий и опыт тысяч христиан был отвергнут во имя собственного негативного опыта. На весь мир баптисты возвестили о собственном ощущении