И действительно “не таким, как вчера, явишься ты и послезавтра и не навсегда одинаковым пребудешь ты, возлюбленный, - предупреждает своего ученика преп. Феодор Студит, - но придет к тебе благодать Божия. Речешь тогда: где был еси доселе, Господи? и Он скажет тебе на это: смотрел как ты борешься и ждал” [107].
О Сауле древний священный писатель сказал, что при помазании “Бог дал ему иное сердце” (1 Цар. 10, 9). В евангельскую “полноту времен” Христос брал таможенника - и делал его Евангелистом, встречал рыбака - и претворял его в Богослова [108]. Но и спустя тысячу лет, видя людей, вновь и вновь обретающих Христа, “ум постигает вечную новизну этого таинства, никогда не стареющего” [109]. И как бы поздно в своей собственной жизни человек ни подошел к церковному порогу, тем не менее, ко всем приложимо прекрасное выражение Владимира Зелинского - “Церковь юнеет во всех приходящих в нее” [110], - в том числе и в старухах.
Традиция - это не сонное повторение одного и того же. Христос пришел, чтобы разбудить уснувших живых, и даже более того - Он сошел в область смертную, чтобы преобразить смерть уже ушедших людей в такой сон, который может прейти и однажды растаять в новой жизни. Предание говорит о Вечном, а не о прошлом. Оно не порабощает человека прошлому, а вырывает из-под тотального засилия настоящего. В Предании человек реализует свое “право не быть собственным современником” [111], право жить не только сегодняшним днем и не только тревогами дня завтрашнего. Человек открывает как раз свою несводимость к своему личному прошлому и к нынешней конфигурации “общественных отношений”.
Вхождение в традицию - это удвоение мира, откровение его метафизичности. Мир не сводится к естественному порядку вещей, в нем есть смысл и доброта, есть идеальное измерение. Вхождение в традицию - это откровение Смысла. Но Смысл лишь тогда дарует себя, если мы согласны отдать себя самих ему на служение. Поэтому и нельзя быть в Традиции только отчасти. “Если безумно не верить в Бога, то еще безумнее верить в Него наполовину” (В. Соловьев [112]).
“Если до достижения высшей ступени ценностного переживания ценность принадлежала личности, была ее частью, и личность могла сказать: “это моя ценность”, то теперь происходит оборачивание этого отношения - уже личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей, и именно в этой причащенности ценности, в служении ей, находит смысл и оправдание жизни” [113]. Так меняется отношение матери к первенцу - от “последней куклы”