Кураев А

ПРОТЕСТАНТАМ О ПРАВОСЛАВИИ НАСЛЕДИЕ ХРИСТА

божеству, то он может смутиться. Если но иудей - он может возгнушаться вообще христианством. Если он сам недавно был язычником - то может воспринять увиденное как позволение и ему быть "немножко христианином, а немножко язычником". И потому надо быть осторожным: "Если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат... И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (8,10-13). Свобода не обращать внимания на идолы и на идоложертвенное не должна перерастать в свободу идолослужения.

Мы же от этого частного вопроса обратимся к общему, вспомнив еще раз, как именно апостол завершает свое рассуждение об отношении к идолам: "Будьте подражателями мне, как я Христу" (1 Кор. 11,1). Если мы окажемся в подобных ситуациях, то и мы должны будем подражать апостолу Павлу и Христу. И мы должны будем задуматься: а как Христос или Его апостол поступили бы в этом случае? Изгнал бы Христос из храма женщину, вошедшую туда в брюках? Или Он скорее выгнал бы оттуда тех "почетных прихожанок", что начали бы изводить упреками эту несчастную?

Теперь настала пора рассказать об одном уроке, который я получил еще на пороге семинарии. Тогдашний Ректор московских духовных школ архиепископ Александр (Тимофеев) тогда сказал мне: "Мы должны почаще ставить перед собой вопрос: а как в этом случае поступил бы апостол Павел?". Это очень точная формулировка. В самом деле, представлять себе, как поступил бы в том или ином случае Христос - все же затруднительно. Постоянно представлять себя на месте Богочеловека не стоит. А из учеников Христа более всего нам известен апостол Павел - и как человек, и как миссионер, и как пастырь. Важнее же всего для нас то, что ап. Павел умел поразительно отличать главное от второстепенного. Причем он умел не только отстранять второстепенное, но и возвращаться вновь к нему и утверждать его - если это было пастырски необходимо. У него было умение отводить второстепенное, если оно мешает обретению главного. И было не менее важное для пастыря умение видеть, что второстепенное отнюдь не всегда означает "ненужное" или "излишнее".

Этого второго умения часто не хватает либерально-философствующим христианам. Ну, главное же "Христа в сердце иметь! Зачем тут обряды?". Правильно, главное - ввести Христа в свое сердце. Но это никак не повод для того, чтобы обесценить и отбросить все то, что напоено