от них зависящее, чтобы не позволить ответить на это вопрошание и не расслышать наш ответ.
Хорошо, еще раз поясню - "почему". Не в последнюю очередь, потому, что я не люблю ложь.
Ложью, к примеру, является миф о Николае Рерихе как о "великом ученом". Но покажите мне хоть один ученый труд Н. К. Рериха!o Неужели путевые очерки и газетные статьи есть вклад в науку? Он исследователь-этнограф? Но что это за этнограф, который не знает языка исследуемой страны и даже не испытывает к нему интересаp? Что это за этнограф, который пренебрежительно относится к деталям верований и обрядов?q
Востоковед, не знающий восточных языков - это поистине восьмое чудо света, чудо саморекламыr. Как скромно назидал о себе сам Николай Константинович - "отныне, говоря или давая что-либо в газеты, надо упомянуть о глубоком знатоке Востока, но не вдаваясь в детали"25. Вот это очень ценно, это и в самом деле универсальный ключ к теософии: "не вдаваясь в детали". Тогда, если не вдаваться в детали, можно выдать человека, путешествующего с переводчиками, за ученого-востоковеда. Если не вдаваться в детали, то можно счесть продолжателем традиции "Добротолюбия" человека, который сам дает советы - как организовать рекламную кампанию за присуждение ему же Нобелевской премии...
Вам не известен этот эпизод? Что ж - посмотрите, как скромный Николай Константинович, образец русского интеллигента, добивается своей "Анны на шею": "Людвиг Нобель полезен для Нобелевской премии... Он - лучший канал для передачи в комитет. Он очень ценит меня как художника. Но в этом случае не называйте меня художником (премии по искусству нет). Называйте меня всемирно-известным деятелем по пропаганде мира. Пишите от групп интеллигенции. Каждый год подписывайте иными именами"26. "Помогите с н[обелевской] пр[емией], и Вам будет легче, собирайте необходимые сведения"s. Интересно, что когда рериховские агенты начали хлопотать о присуждении ему нобелевской премии, выяснилось, что "никто ничего не знал" о Рерихе27.
Нет, нет не за это стремление к почестям Рерих отлучен от православной Церкви... Просто и в этой капельке видно, как далеко расходятся миф о Рерихе-отшельнике, мудреце и художнике с реальным образом его жизни и мысли.
Александр Бенуа, знавший Рериха с детства, писал, что его картины гималайского цикла "являются показателем все той же мании величия, которая толкает Рериха на роль какого-то пророка, чуть ли не Мессии и которая его заставляет заниматься оккультизмом"28. "Считается вообще, что гордыне Рериха