мысли и желание, неспособные быть в воспринятыми необусловленным Абсолютным Духом, трансформируются в духовные устремление и волю... Мы отказываемся молиться сотворенным конечным существам - то есть богам, святым, ангелам и так далее, ибо рассматриваем это как идолопоклонство. Мы не можем и молиться Абсолюту по причинам, изложенным выше. Поэтому мы стараемся заменить бесплодную и бесполезную молитву приносящими пользу делами... Христиане проявляют сатанинскую гордыню в своей уверенности, что Абсолют, или Бог снизойдет до того, чтобы выслушивать каждую глупую или эгоистическую молитву"561...
"Мы не политеисты или атеисты. Нас скорее можно сравнить с гностиками, которые, хотя и верили в существование планетарных, солнечных и лунных богов, не возносили им молитв и не возводили алтарей"562. "Пластичная, невидимая, вечная, вездесущая, бессознательная Сила или Движение, вечно порождающая свое электричество, которое есть жизнь. Да, существует сила, такая же беспредельная, как и мысль, такая же мощная, как безграничная воля, такая же проникающая, как субстанция жизни и так невообразимо ужасная в своей разрывной силе, но эта Сила не Бог, раз существуют люди, которые изучили тайну подчинения этой силы своей воле"563.
Если это и в самом деле так, то перед нами абсолютно эксплуататорское, "фаустовское" отношение к религиозному миру: ставится задача овладения им, подчинения себе ("знание - сила!"qqqqqqq), но при этом не возникает никакого благоговения, почитания, диалога: "И к магии я обратился Чтоб дух по зову мне явился И тайну бытия открыл" (Фауст. ч.1. Ночь)rrrrrrr. Это дивная смесь капиталистического технократизма с колдовством. "Когда научимся ощущать провод из Беспредельности, тогда люди вместо молитвы будут приказывать элементам. Не "Бог" за нас трудиться будет, но трудом и психической энергией себе поможем" (Беспредельность, 9).
Один из персонажей "Братьев Карамазовых" подметил основную трещину в построениях оккультистов: "Вот, например, спириты... я их очень люблю... вообрази, они полагают, что полезны для веры, потому что им с того света черти рожки показывают. "Это, дескать, доказательство, уже так сказать, материальное, что есть тот свет". Тот свет и материальные доказательства, ай-люли!".
Вообще на судьбе теософского движения вполне оправдывается сатирическое предсказание К. С. Льюиса. Этот христианский английский писатель написал однажды книгу "Письма Баламута", в которой посмотрел на духовную жизнь человека из зазеркалья - глазами демона-искусителя.