Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

в Думе". Ирина Рукина обратилась с предложением к присутствовавшим учителям провести специальные уроки, посвященные Знамени мира"618. На рериховском интернет-форуме для своих было дано пояснение: "Поскольку большинство присутствующих не были оккультистами - это были учителя и директора школ, представители молодёжных организаций и т.п., не представлялось возможным во всей полноте объяснить им оккультный смысл и действие знака".619

Итак, рериховское знамя - больше чем символ. У него (по верованию "продвинутых" теософов) есть "оккультное действие". Это некое магическое подспорье, соединяющее миры. Что является нормальным ритуальным назначением любого шаманского талисманаdddddddd.

Итак, и "знамя Рерихов" и "знак Рериха" суть магические талисманы, призванные, говоря в терминологии современных оккультистов, изменять "энергетику" того места, в котором он находится.

Впрочем, это верование лучше выразить в терминологии не современных оккультистов, а современных религиоведов. Вот религиоведческое описание... чтобы не предвосхищать выводов - скажем так: определенного верования: "У первобытных людей были широко распространено почитание различных предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу. Эта форма религиозных верований получила название фетишизм от португальского слова feitico (амулет, магическая вещь), которое в свою очередь является производным от латинского слова factitius (магически искусный). Она впервые была обнаружена португальскими моряками в Западной Африке в XV в., а затем многочисленные аналоги фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов. В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения - фетишем - мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное изделие. Этому предмету приписывались не присущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте и т. п.). Особенно распространенной формой фетишизма было поклонение камням..."620.

Здесь, правда, стоит сделать уточнение. Фетишизм есть "поклонение неодушевленным вещам" только с посторонней, нерелигиозной точки зрения. Для самого адепта "фетишистского" культа он покланяется как раз духу, который, как он полагает, сопряжен с данным предметом. Уже в начале ХХ века ученик Тэйлора Роберт Маретт обратил на это внимание и меланезийский термин "мана" предположил