лагеря": "Смертная казнь отменяется, ибо уничтожение разбойников в бою не есть казнь. Множество преступников обратятся к труду под внушением" (Напутствие вождю, 107; ср. Мир Огненный 2,86). Вообще "Живая этика" на редкость проницательно предусмотрела совмещение лагеря и психушки: "Инквизиторы и ретрограды могут строить тюрьмы и сумасшедшие дома, которые пригодятся для них же, в виде рабочих колоний" (Община, 248).
Последнее заставляет вспомнить мечту Платона о "государстве философов", в котором должна быть тюрьма под названием "софронистерий" - "дом, где приводят в разум", куда люди, отказывающиеся поклоняться государственным богам, должны быть заключены "не меньше, чем на пять лет" (Законы. 10, 908е). "Ради спасения его души" (Законы. 909а) к заключенному ежедневно будет приходить проповедник официального культаqqqqqqqqq. Так что заявление Рерихов - "будем следовать идеалу платоновской общественности"913 - производит мрачноватое впечатление.
Кому теософы будут "вправлять мозги" - не секрет. Они не устают напоминать, что "церковные исповедания являются почвой, наиболее благоприятной для проникновения зла в жизнь людей"914. И от этого зла всеведущая Иерархия защитит своих подданных. Она ведь желает людям добра и благоденствия, а, значит, избавления от лжи и бед. По убеждению же Е. Рерих "главная причина почти двух третей бедствий, которые преследуют человечество,.. это - религия в какой бы то ни было форме и в какой бы то ни было национальности. Это жреческая каста, священнослужители и церкви... Запомните, сумма человеческого бедствия не уменьшится до тех пор, пока лучшая часть человечества не разрушит во имя Истины, нравственности и всеобщего милосердия алтари этих лживых Богов"915. Среди тех "лживых Богов", которых надо сокрушить, называются индуизм, христианство, не-каббалистический иудаизм, ислам. Так что представителям исторических конфессий грозит арест, высылка или принудительное промывание мозгов.
В теософском рае религия будет вообще повсеместно отменена: "Религия отменяется не запретом, но предложением учения жизни" (Община, 252). В этом утверждении важно признание, что "религия отменяется" (очевидно, в пользу оккультного материализма). Средства же "отмены" теософы найдут по обстоятельствам. Во всяком случае советский вариант "штурма небес" Рерихам нравился: "Многое вы начинаете делать правильно. Вы сокращаете язык. Вы начинаете переоценку ценностей. Вы отменяете наследование. Вы отменяете храмы и тем признаете подлинное учение. Видите, сколько у нас