Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

иерархия приоритетов все же очевидна: "Тот, кого зовут Кришна, зовется также Иисус". Это формула не религиоведа, не философа, а миссионера, который пробует незаметно для своего собеседника набросить на шею Христа шиваитское ожерелье из черепов и потом сказать, что "оно так и стояло".

Ранее теософов другие западные "эзотерики" набрели на ту же методу: "Параллели очевидны в экзегезе гностиков-валентинианцев, интерпретировавших реалии Библии или гомеровской "Одиссеи" или любого другого авторитетного для них текста посредством "вчитывания" в них своей системы эонов, разумеется путем деструкции реального, исторического смысла истолковываемых пассажей. Для экзегезы теософов начиная с Е. П. Блаватской первостепенна идея некоей общей Религии (соответствующей основным "пунктам" теософской доктрины), через положения которой интерпретируются и по эталону которой "измеряются" и оцениваются "частные религии" (например, по теософской экзегезе в христианстве должна быть идея реинкарнации и идентичности человеческого "я" и Абсолюта, и если история христианских догматов этого не подтверждает, то следует искать "настоящее", эзотерическое христианство, о коем не знают сами христиане, но коему они на деле должны "бессознательно следовать")"1010.

Так для того, чтобы свою веру объявить philosophia perennis, "вечной философией", достаточно просто объявить всех лиц, авторитетных для данной группы моих собеседников и оппонентов моими посланцами или предшественниками. Все расхождения объявляются мнимыми, "экзотерическими", второстепенными, миссионерскими уловками, искажениями позднейших комментаторов (нужное подчеркнуть).

В Китае буддисты объявляли Лао Цзы воплощением Будды, а даосы проделывали те же несложную операцию с основателем буддизма. Теоретикам индуизма пришлось включить в догматику образ Будды и сделать его почитание традиционным ддя своей веры. Вишнуиты объявили Будду одним из последних "нисхождений" (аватара) на землю бога Вишну...

Аналогичным путем инклузивизма пробовали пойти несторианские миссионеры в Китае - "но оказались уловленными своими же сетями: если проповедуемая религия учит в принципе тому же, что содержится в местной, то нужна ли она вообще и не может ли рассматриваться в качестве частного случая местной религии?" 1011.

Теософам же достаточно усмотреть в каком-либо из исторических деятелей черточку, им симпатичную, как они немедленно предъявляют свои права на этого деятеля и посмертно зачисляют его в свое "Белое Братство".