так же как "Утопию" Мора или "Город солнца" Кампанеллы. К сожалению, никто до сих пор не задумался о том, во что вылилась бы "этика" Рерихов, если бы они располагали таким экономическим потенциалом реализации своей "духовности", как Гитлер"1100.
Как видим, не то что мировые религии - даже теософов и йогов учение Агни-Йоги не смогло убедить и примиритьsssssssssss. И даже личные ученики Рерихов не стали по настоящему единомысленными ("Приходится писать всем отдельно. Вот куда завело разъединение! Скорпионов приходится рассаживать по разным банкам!"1101; это "за глаза"; самих же "скорпионов" Е. Рерих уверяет - "Я смотрю на Вас, как на детей моих"1102).
Теософия ограничивает себя, ибо она не соглашается принять очень и очень многие из идей, существующих вне ее круга. Значит, если использовать слово секта в том его смысле, который в него вкладывали основательницы теософии и рерихианства, то есть как синоним ограниченности и внутрирелигиозной полемичности, то придется сказать, что и сама теософия есть секта.
Я соглашаюсь с этим выводом. Но я не согласен с той посылкой, из которой он получается (в логике есть закон: "из лжи следует все что угодно", то есть и из ложной посылки можно получить истинный вывод). Ибо несогласие одного человека с другим не есть признак сектантства. Любой живой и здоровый организм отличает - что ему впустить в себя и оставить в себе, а от чего посторониться или избавиться. Христианство поступает точно так же. И теософия ведет себя подобным же образомttttttttttt. Так что если именно по критерию "ограниченности" теософы хотят определять сектантство, то они тогда вполне правомерно назовут православие сектой. Но в этом случае эту характеристику они должны будут отнести и к себе самим.
Из того, что теософы полемизируют с другими религиями следует, что с точки зрения теософов некоторый духовный опыт может быть расценен как недоброкачественный и даже опасный и, соответственно, как подлежащий исправлению или устранению. В перспективе социологии религии это означает, что теософы претендуют на власть над мыслями и переживаниями людей. И, значит, там, где им это удастся сделать не на словах, а на деле - там начнет функционировать религиозная организация.
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ У РЕРИХОВЦЕВ
На практике сегодня в теософском движении, кажется, нет ясной организации и иерархичности. Но необходимость существования такой организации, четко обособленной от остальных религиозных движений и подчиняющейся прежде всего и только своим собственным