колдовство всякого рода - в случае неуспеха - штраф в двести [пан]" (Законы Ману, 9,290). Наказание ыбло сопоставимо со штрафом за грабеж в абсолютной величине - около 2 килограмм золота (Артхашастра, 3,17). Однако, если результатом колдовства будет смерть - то смертная казнь колдуну1229. Кроме государственного наказания, браминами налагаются религиозные "епитимьи" за такие равные друг другу грехи как "чародейство и колдовство посредством кореньев,.. незажигание священных огней, воровство, неуплата долгов, изучение ошибочных книг и занятие ремеслом танцора и певца" (Законы Ману 11,64 и 66).
Японские законы гласили: "Если кто-либо из-за ненависти изготовит колдовское изображение или письменное заклинание или устно проклянет кого-либо и таким путем вознамерится погубить другого человека, то виновного судить, как за заговор с целью убийства со снижением наказания на две ступени (в делах, касающихся родствеников, наказание не уменьшать). Если в результате колдовства умрет человек, то в любом случае судить как за действительное убийство... Если для колдовства использованы личные вещи государя, то виновного обязательно повесить"1230. Другой японский закон содержал "Индекс запрещенных книг": "Нельзя в частных домах хранить: астрономические приборы, сочинения по астрономии, китайские карты; гадальные карты; китайские военные сочинения; книгу предсказаний; за нарушение этого запрета - 1 год каторги"1231.
"Законы Двенадцати таблиц" древнего Рима, составленные в V веке до нашей эры предполагали, что виновный в сглазе мог быть приговорен к смертной казни1232. Тексты этого Закона дошли до нас в неполном виде. В Восьмой таблице есть статья (VIII, 8а) начинающаяся с формулировки преступления - "Кто заворожит посевы..."1233, но далее обрыв текста и формулировка наказания отсутствует. Впрочем, эта лакуна восполняется по цитации этого закона Плинием: "По Двенадцати таблицам за тайное истребление урожая назначалась смертная казнь... более тяжкая, чем за убийство человека" (Естественная история. 18,3.12.8-9).
Платон мечтал об обществе, в котором "закон об отравлении и ворожбе будет выражен так:.. если окажется, что человек из-за магических узлов, заговоров или заклинаний уподобился тому, кто наносит другому вред, пусть он умрет, если он прорицатель или гадальщик. Если же он чужд искусства прорицания и все-таки будет уличен в ворожбе, пусть его постигнет та же участь, что и отравителя из числа обычных людей; пусть суд решит, какому наказанию его следует подвергнуть" (Законы 933d). Демосфен