во-первых, язычники иногда действительно называли христиан хрестианами; во-вторых, сами христианские апологеты иногда пользовались этой ошибкой своих языческих оппонентов. Употребление язычниками имени "хрестианин" есть не более чем обычная языковая ошибка. Как показал И. М. Тронский, "Хрестус" получилось из греческого "христос" в результате закономерной передачи греческих звуков в народно-разговорной латыни1295. И во всяком случае античные авторы понимали, что именование христиан прямо связано с именем основателя христианства: "Христа, от имени которого происходит это название (христиан) казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат" (Тацит. Анналы. 15,44). Но при этом ни один языческий критик христианства не дает "эзотерического" понимание имени "хрестианин". Христианские же писатели видят мистериальный смысл только в имени "христианин"bbbbbbbbbbbbbb, но не видят ничего глубинно-религиозного в слове "хрестианин".
Действительно, слова hrestos и hristos - почти омонимы. Первое означает "благой, добрый, чистый", второе - "помазанный". Есть ли игра этих слов в Новом Завете? Да. Означает ли это, что всякий раз, когда речь идет о том, что Христос спас людей, новозаветные авторы имеют в виду всего лишь то, что следование закону добра спасло людей? - Нет.
Да, в Синайском кодексе в 1 Петр. 4,16 ученики Иисуса называются "хрестиане". Однако, прежде всего стоит обратить внимание на то, что это - текст ап. Петра, а не ап. Павла. Блаватская же полагает, что "посвященным" можно считать только Павла. Но если Павел был "гностическим оппонентом Петра"1296, то с какой же стати вычитывать в посланиях именно Петра гностические реминисценции?
Даже если в петровом послании прочитать "хрестианин", оно от этого не станет ни на йоту ни "эзотеричнее", ни "теософичнее". Апостол увещевает быть стойким в гонениях. "Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь. Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны; ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас. Теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь". Страдания верующего уподобляются здесь конкретным страданиям Иисуса Христа - и потому вполне уместно последовать большинству древних рукописей и все-таки читать "христианин".
Но смысл текста не сильно изменится, если