Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

зрения как. "Смысложизненные" вопросы могут исследоваться средствами философского дискурса, а могут просто переживаться на художественном уровне"1343.

На греческом материале - точнее, на материале исследования греческого "агона" (состязания) - к таким же выводам об отличии философии от до-теоретических форм "гносиса" (т.е знания, полученного вне-дискурсивным путем) пришел А. И. Зайцев1344.

Те же родовые черты философии выделяет и С. Аверинцев: "Что это был за рационализм? От всех предшествовавших ему состояний мысли и форм познания его резко отделяло наличие методической рефлексии, обращенной, во-первых, на самое мысль, во-вторых, на инобытие мысли в слове. Рефлексия, обращенная на мысль, дала открытие гносеологической проблемы и кодификацию правил логики; рефлексия, обращенная на слово, дала открытие проблемы "критики языка" и кодификацию правил риторики и поэтики. Одно связано с другим: не случайно Аристотель, великий логик, написал также "Поэтику" и три книги "Риторики", и недаром древнеиндийская мысль, дошедшая до гносеологической проблемы, создала также теорию слова, между тем как на пространствах, разделяющих географически Индию и Грецию а явившихся ареной древних цивилизации, не было ни первого, ни второго. Итак, мы вправе назвать рационализм, унаследованный средневековьем от античности, логико-риторическим. Далее, разрабатываемая им логика есть прежде всего техника силлогизма, т. е, дедукции - иерархического движения сверху вниз, при котором общее мыслится первичным по отношению к частному. Итак, мы вправе назвать этот рационализм также и дедуктивным"1345.

Итак, для философии характерно не только "что", но и "как": не только и не столько предметное поле рассмотрения делает некий текст философским, сколько метод этого рассмотрения. Философия вообще начинается с полемики с мифом. У до-философского мифа и первых философских систем почти нет различий в том, о чем они говорят (и, пожалуй, даже в выводах, к которым они приходят). Различие - в способе продумывания и проговаривания. Это различие быстро приводит к выявлению собственно философского проблемного поля, к постановке гносеологических и методологических проблем. Итоговая дефиниция может быть такой: философия - "логико-дискурсивная деятельность, обращенная на мировоззренческую проблематику и реализующаяся в контравертивной аргументации"1346. Поэтому для историков науки философия начинается с апорий Зенона: у него первого "нет ни заключений по аналогии, столь типичных для