тварный мир вместо Творца, а утверждение о том, что смысл жизни рождают низшие, иррациональные уровни психики, несовместимо со всей традицией европейской философии, всегда видевшей смысл человеческого бытия в развитии именно разумного его начала. Упор на иррационализм и бессознательное - характерная черта именно теософской, неоязыческой педагогики (например, "вальдорфской"). Характерный для оккультизма мир перевертышей (где путь к добру начинается с нисхождения вниз, где сатана и Бог оказываются проявлением единого начала и т. п.) проявляет себя и в предлагаемой Гавэром психологии. Он, например, утверждает, что "суггестивные формы методик" совершенствуют "высшие уровни сознания"1422. Поскольку суггестия может быть обращена только к подсознанию человека, приходится признать, что именно оно и есть по Гавэру "высший уровень сознания", а отнюдь не разум.
Гавэр не очень-то и скрывает эзотерический характер своего учения; его "Юнивер" собирается знакомить детей, прошедших "инициацию", с "эмпирическими методами религий"1423.
Вот намек на одну из этих "инициаций": "Для того, чтобы подростки превратились во взрослых людей, необходимы провоцирующие ритуалы. Ребенок обязательно должен выдержать поединок с отцом перед тем, как будет подвергаться символическому обряду инициации"1424. Этот его совет особо интересен, если его сопоставить с советом более ранней ступени: "Мать никогда не затрагивает вопросов интимных отношений и не пробуждает в сыне чрезмерный интерес к интимной области. Об этом говорит исключительно Учитель и Отец"1425. Похоже, что слова "Учитель и Отец" относятся именно к Гавэру. Но если даже под "Отцом" с большой буквы понимается обычный отец, то как же удастся сыну поговорить с ним об этом, если Гавэр предписывает подростку именно скандальное поведение с отцом. И, значит, опять же, остается обсуждать интимные вопросы только наедине с Учителем. А чтобы рекомендации не расходились с делом, "Его Превосходительство" любит наедине тестировать мальчиков у себя в квартире...
При этом подростку предлагается вполне нехитрая логическая схема: а) каждый человек - это "микрокосмос"; б) следовательно, в человеке должно быть все, что есть в мире; в) в мире есть мужское и женское начало; г) следовательно, в гармоничном человеке оба этих начала должны быть равно развиты. И, наконец, конкретное предложение: поскольку ты начинаешь быть мужчиной, тебе нужно максимально развивать в себе мужское начало, а поскольку "Его Превосходительству" для большей гармоничности