Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

этого - значит, он забыл о даре"101. Доллар 20-х годов и доллар современный мало похожи друг на друга по своему весу. Сегодня эта сумма выражалась бы в миллионах...eee

И тем не менее - "20.6.29. По приезде Н.К. был встречен на пирсе тремя членами комитета мэра Нью-Йорка. В трех автомобилях и с полицейскими мотоциклами в сопровождении мы проехали через весь город... Все это с полицейским эскортом, сиренами. Останавливая для нас все движение в Нью-Йорке на 5-й авеню и повсюду"102. Ну, кого же еще из русских эмигрантов так встречали в Америке? И это отнюдь не было данью славе художника: "Очень не понравилась Н.К. паблисити в Times: все говорят об ученом, исследователе. А о художнике ни слова"103.

Но, может, это честь "крупному ученому"104 и исследователю... Но где же его ученые труды? Какой ученый труд Н. К. Рериха взбудоражил Америку? Какое его научное открытие? Неужели его юношеские раскопки северорусских курганов принесли ему славу ученого с мировым именем? Неужели в тех русских курганах он нашел нечто такое, что через десятилетия принесло ему славу в Америке?

Он исследователь-этнограф? Но где в 1929 г. были опубликованы научные труды Трансгималайской экспедиции (и были ли они вообще опубликованы в научных изданиях)?

"Ложи" поддерживали Блаватскую. Из того же источника, похоже, шла и "раскрутка" Н. Рериха.

Е. Рерих отрицает связь самого Николая Константиновича с оккультными ложами: "Конечно, как Вы знаете, Н. К. никогда ни в каких масонских или Розенкрейцеровских организациях не состоял и не состоит"105. Тем не менее, есть основания утверждать, что Николай Рерих получил оккультное посвящение от генерального делегата Ордена Мартинистов Чеслава фон Чинского, который в 1911 году устраивал спиритические сеансы в доме у художникаfff106. Чинский "привез из Франции "посвятительные тетради" и обрядники Ордена, которые были переведены на русский язык, и начал активно собирать вокруг себя всех интересующихся герметическими (тайными) науками"107. Интересно, что именно Чинский уже через два года по смерти о. Иоанна Кронштадского стал первым оккультным пропагандистом, который дерзнул использовать имя о. Иоанна для проповеди оккультизма. "Ч. И. Чинский (мартинистское имя Puhar Bhava) при помощи своего секретаря, переводчицы Е. К. Лосской, издает в 1910 году в Петербурге работу: "Отец Иоанн Кронштадтский. Оккультистический этюд""108. В годы Первой Мировой войны Чинский "во время магических действий лишился рассудка и был помещен в лечебницу для душевных больных. Его секретарь Лосская сообщила