Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ

и многозначительным недоговариванием о восхождениях морального совершенствования, таинствах посвящения, магическом постижении непостижимого и т.п. Все это осеняется ореолом таинственности и посвятительного "испытания". Философская ценность таких теософических конструкций с их аллегорикой, кабалистикой и символикой та же, что научная ценность эликсиров жизни, perpetuum mobile и т.п... Как далека философия от глупости, так далека она от тех теософических и quasi-мистических настроений, которые распространяются в России в конце XVIII и в первой половине XIX века среди масонствующих и немасонствующих представителей полуообразованного дворянства того времени"1504.

"Теософ - вояжер по всем религиям, наукам и "ведениям". Он катается во всяком экипаже - религиозном, мистическом, естественнонаучном, философском, магическом, оккультном, телепатическом. Существенной связи у него с ними так же мало, как у любого седока с нанятым им экипажем. Теософию можно было бы сравнить с тряпкою, которая всасывает в себя и воду, и вино, и грязь. Нужно иметь особый склад ума, чтобы вследствие этого тряпку считать источником чистой воды или вина, - что бы она ни всосала, она отдаст только грязь. Теософ-мистик, в идее, то же, что кинжал из пробки, - обман возможен, только пока пробка - в ножнах из настоящего стального клинка"1505. "Теософический кисель"1506. "В ее добронравии философия задохнулась"1507.

Шпет отмечает, что есть некая странная преемственность между аввакумовой похвальбой собственнным невежеством - "Платона не читах, эллинских борзостей не текох" и масонско-теософским презрением к науке, и приводит автохарактеристику интеллектуального лидера русского масонства знаменитого "просветителя" Н. И. Новикова - "Не забывайте, что с вами говорит идиот, незнающий никаких языков, не читавший никаких школьных философов, и они никогда не лезли в мою голову: это странность, но это так". Шпет при этом замечает, что "применительно к себе самому в слово "идиот" Новиков ввел некий эвфемизм. Это слово нужно заменить словом "невежда", и тогда всякая странность указанного полоджения вещей исчезнет"1508.

Наконец, последний из плеяды русских философов - Михаил Бахтин, когда разговор зашел о попытках синтетических религий, заметил, что все это второй сорт. Бахтина спросили: "а первый сорт там есть?". Бахтин ответил, что первого сорта там не бывает...1509

Стоит также вспомнить оценку теософии Осипом Мандельштамом: "религия аптекарей". "XIX век был проводником буддийского влияния в европейской культуре.