теософами; более того - эти признания найдены мною не в антимасонской, но именно в промасонской книге, написанной любимым учеником Елены Рерих - А. Клизовским. Апология масонства у Клизовского своеобразна: он не отрицает антицерковных и богоборческих масонских деклараций, приведенных его оппонентом. Он просто пробует сказать, что в хорошей семье масонов, дескать, не без люциферических уродов.
Но разве не нечто вполне похожее на только что приведенные масонские декларации встречаем мы у Е. Рерих - "Всякая обособленная, ограниченная и упадочная религия есть, именно, опиум, злейший яд разъединения и разложения"?119. Итак, христианство, "обособленное" от каббало-буддизма, есть "злейший яд"... "О масонстве скажу, что когда-то это было великое и светлое начинание, нередко возглавлявшееся великими духами, и тогда, именно, оно подвергалось жестокому гонению со стороны представителей церкви"kkk. "В Харбине Н.К. встретил архиепископа Нестора, оказавшегося человеком широких взглядов, но зато он имеет массу врагов и кличку масона. Ведь наши "просвещенные" сородичи из этого слова (употреблявшегося в самой глубокой древности и даже в апостольских посланиях для определения людей, приобщенных к высшему знанию) сделали определенное ругательство"120. Ну, исторически это неправда: ни в греческом, ни в латинском, ни в русском текстах Нового Завета это слово не употребляется. Однако стоит заметить - какова ж апологетическая жажда у Е.Рерих по отношению к масонству.
Итак, теософия с самого начала формировалась в лоне "западного эзотеризма". Не Евангельскую традицию продолжает теософия, но сознательно анти-христианскую.
Поскольку теософия с самого начала формировалась в лоне "западного эзотеризма", она унаследовала и присущий последнему принцип иерархии "посвящений" и "сокрытий".
Гл. 3. ВСЕГДА ЛИ ПРАВДИВЫ ТЕОСОФЫ?
Истинные мистики не прячут тайны, а открывают их. Они ничего не оставят в тени, а тайна так и останется тайной. Зато мистику-дилетанту не обойтись без покрова таинственности, сняв который, находишь нечто вполне тривиальное. - Г.К.Честертон121
С детства Блаватская и Рерихи росли в масонской среде, то есть в среде, позволявшей своим членам лжесвидетельствовать о своей вере. После того, как они стали сознательно участвовать в деятельности оккультных кружков, потребность в маскировке также стала вполне сознательной и даже рекомендуемой.
Поэтому если в текстах теософов нам встретятся свидельства о том, что в теософии была