В. П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001, С. 109). А "Второй Будда" - классик буддийской филсоофии Нагарджуна говорит в "Драгоценных строфах", что буддист по мере духовного роста на пятой стадии (бхуми) "рождается в качестве царя богом на небе удовольствий Тушита и в качестве предолевшего омрачающие взгляды, которые проповедуют главы всех небуддийских школ"; в тибетском переводе: "то, что они называют освобождающим знанием - всего лишь ложное воззрение" (Там же, с. 379).
nnnn Рерих Н. К. Алтай-Гималаи. Путевой дневник. Рига, 1992, с. 290. Ну, конечно, какое там отрицание - сплошное утверждение, причем именно духовности: "Всякий боженька есть труположество... Всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимая мерзость, самая гнусная мерзость " (Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913 // Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, сс. 226-227).
oooo "Религия есть тщательное наблюдение за тем, что Рудольф Отто точно назвал numinosum, то есть за динамическим существованием или действием, вызванным непроизвольным актом воли. Напротив, оно захватывает человека и управляет им; он тут всегда скорее жертва, чем творец нуминозного" (Юнг К. Г. Психология и религия // Юнг К. Г. Архетип и символы.. М., 1991, с. 133).
pppp Например, невозможно сочетать теософские размышления о "мировой душе" с буддистским принципом анатмана, отрицающим - по верному уточнению Елены Рерих - наличие любой целостности в нашем мире, любой "души, как индивидуальной, так и мировой" (Рерих Е. И. Основы буддизма // Рерих Е. И. Путями духа. М., 1999, с. 91). И в самом деле: "Царь Калинга (Милинда), придя некогда к тхере Нагасене, сказал: "Я хотел бы спросить: душа и тело - одно ли и то же, или душа - одно, а тело - другое?" - "Это неопределенно", - сказал тхера. "Как? Мы же заранее условились, почтенный, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: это-де неопределенно?" Тхера сказал: "Я бы тоже хотел спросить государя. Ответишь ли ты прямо на то, о чем я тебя спрошу?" - "Спрашивай", - последовал ответ. "Плоды того мангового дерева, что растет у тебя во дворце, кислые или сладкие?"-"Да нет у меня во дворце никакого мангового дерева", - сказал тот. "Как? Мы же заранее условились, государь, отвечать точно на вопрос. Почему же я слышу иное: нет-де мангового дерева?" - "Как я скажу, сладкие у дерева плоды или кислые, если его нет?" - "Вот точно так же, государь, души ведь нет. Как же я скажу, тождественна она телу или отлична от него?" (Беседа Нагасены с царем о душе, цитируемая в Абхидхармакошабхашье // Вопросы Милинды.