несгибаемости. "После известной ступени нельзя нагибаться, ибо как ртуть в стекле градусника, подымается столб энергии" (Знаки Агни Йоги, 302)bbbbb.
В принципе "беспоклонно" - это и в самом деле основа научного исследования. Психолог, изучающий "измененные состояния сознания" (пусть даже и на своем опыте) именно так и должен вести протоколы собственных переживаний и их анализ. Как врач, прививший себе болезнь, спокойно и объективно отмечает признаки ее протекания ("повысилась температура. ... появилась сыпь... к утру были кошмары..."). Но если этот врач отнесется к своим кошмарным сновидениям как к источнику высшей истины, если для него пережитые им видения станут критерием истины, то в этой своей убежденности он уже перестанет быть врачем, став уже пациентом...
В принципе "беспоклонно" - это и в самом деле основа научного исследования. Психолог, изучающий "измененные состояния сознания" (пусть даже и на своем опыте) именно так и должен вести протоколы собственных переживаний и их анализ. Как врач, прививший себе болезнь, спокойно и объективно отмечает признаки ее протекания ("повысилась температура... появилась сыпь... к утру были кошмары..."). Но если этот врач отнесется к своим кошмарным сновидениям как к источнику высшей истины, если для него пережитые им видения станут критерием истины, то в этой своей убежденности он уже перестанет быть врачем, превратившись в пациента...
Понимаю, что тут мы входим в пространство напряженнейших философских дискуссий о том, что такое "реальность", как соотносятся между собой "реальность внешняя" и "реальность внутренняя". Конечно, "наука" есть социально обусловленный (и тем самым ограниченный) институт, конечно "реальность", которую исследует наука, есть та реальность, которая была смоделирована с помощью переданных нам мыслей и знаний социальной группой, к которой мы принадлежим.
Но если теософия претендует на то, чтобы именоваться наукой, то она должна принимать те правила "игры", которые в науке приняты. Если теософия желает именоваться "культурой", то она должна понимать, что пространство внутрикультурной коммуникации есть пространство, порождаемое определенным набором конвенциализмов. Альтернатива этому - или аутизм, полная замкнутость на своем внутреннем опыте без всякой надежды на его сообщение и передачу людям. Или - "культура ЛСД": прихотливый коллаж, вязь слов, которые и не претендуют на то, чтобы кто-то другой воспринимал их по законам классической логики.
Но Рерихи не просто на своем языке