решение. Пантеизм вопрошает о дерзости, приведшей к "первой инаковости" (Плотин. Эннеады. V. I. I); христианство - о конечном замысле.
Итак, христианству не приходится в жертву своей догматике приносить многообразие мира. Пантеистическая философия без этой жертвы обойтись не может.
В предыдущей главе мы видели, что философско-методологическим "минусом" христианства может быть сочтено то, что христианская мысль не может объяснить образ мысли Бога (которого "никто никогда не видел"). Теперь мы заметили, что пантеистическая философия не может объяснить образа существования мира, который всегда у нас перед глазами. Какой из этих недостатков более извинителен?
И не забудем еще, что христиане сами честно рассказали о недостаточности своих объяснительных возможностей при встрече с той проблемной ситуацией, к которой подвело их следование их теории. Теософы же что предпочитают позу "всезнаек". Для них нет тайн. Но зато у них есть "секреты".
Не забудем также, что христиане честно говорят о своих убеждениях как о религиозной вере, в то время как теософы стилизуют себя под "светских ученых". И вот эти "светские ученые" предпочли закрыть глаза на "свет" (в смысле мир), в котором они живут - ради удовольствия попенять христианам за то, что те, мол, слишком недостойно мыслят о Боге... Декларируя верность разуму, теософы прежде всего этим разумом пожертвовали - объявив все накопленные им впечатления и знания о мире "иллюзией".
Гл. 8. Существует ли человек?
Утверждать, что мир сей не сотворен, значит совершать убийство
Климент Александрийский. Строматы 6,16
Из пантеистического монизма, из утверждения единственно сущего Единого следуют и вполне определенные выводы относительно человека.
Согласно космогонической модели оккультизма, все мироздание наполнено лишь некоей Единой Энергией, безличной и даже не знающей и не рефлектирующей себя. Частные же сознания - это не более чем случайные всплески на ее поверхности.
По большому счету ничего, кроме этой безначально волнующейся Единой Энергии, в мире нет. "Вы спрашиваете, что есть психическая энергия. Могла бы ответить одним словом - ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия, есть та энергия, которая лежит в основании проявления мира. Психическая энергия есть Фохат", - пишет Е. Рерих285. В свою очередь, "Фохат есть космическое электричество"286. Это электричество, протекая через голову человека, воспринимается им как его мысли: "Фохат, или космическое