Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

и события, происшедшие мириады веков назад, определяют кармы нынешних людей. Космические события происходят не потому, что мироздание чего-то желает, а просто - "так получилось". Это все само по себе довольно логично. Магнит притягивает. Электричество "течет". Непонятно только, зачем теософы именуют все эти физические безвольные и безликие процессы евангельским словом "любовь" ("Что есть Божественная любовь как не принцип притяжения и сродства, электрическая мощь сродства и симпатии"jjjjj). По христианскому представлению, наш язык достаточно богат, чтобы различать личностную любовь и инстинктивное влечение - "любовь, лишенная ипостасного, личного начала, может быть только бессознательным, бессловесным движением - инстинктом"311; "по христианскому воззрению любовь должна быть сознательной, т.е. принадлежать Ипостаси, а не без-ипостасному существу или природе. Иначе это будет уже инстинкт, неуправляемое разумом "бессловесное" движение, совершенно немыслимое в Абсолютном Духе"312.

.А вот язык пантеизма слишком беден; он все многообразие покрывает одним словом: "Ты еси То" (Брихадараньяка-упанишада, I3,9; Чхандогья-упанишада, 6,8,7), "Этот Атман есть Брахман" (Брихадараньяка-упанишада, 2,5,19)... "А человек плывет и растекается в этом океане вселенской жизни: и сам он, и все в нем и вне его есть Божество, и ничего нет вне Божества и кроме него. Однако что же это? нет даже и нас, как нет Бога. Все гаснет, тонет, опускается на дно океана, - гладь, тишина и молчание; ни свет, ни тьма, вечное ничто, нирвана бессознательного. Ища познать Бога в мире, мы потеряли себя самих, нас засосали зыбучие пески этой безликости"313.

Но если объяснение пожелаешь дать не "Тому", а вот этому, если пожелаешь не редуцировать всю многокрасочность и сложность бытия к скудному и бескачественному "То" - то с пантеизмом придется расстаться.

Это плохая философия - если ради "логичности" своей догмы она должна сметать и отрицать все, что встречается ей на пути: и Бога, и мир и личность человека.

Она только одним может утешать человека, точнее утешительной она может казаться одному типу людей: тем, кто устал от жизни и от самих себя. Кого-то из них буддизм утешает своим обещанием больше не жить. Кого-то теософия - оовим обещанием бездеятельно-божественного бездумного покоя. "Черный квадрат" Малевича и есть их общий идеал. Симпатизировавший теософии Малевич об этом поведал так: "Человек равен вселенной, в нем помещается все, что в ней... Все явное в природе мощью своего совершенства говорит ему,