него лишь отрицательную перспективу"ffffff.
Адепт, прошедший "посвящение", должен перестать отличать себя от Бога, Бога от мира, а добро от зла.
Верно и обратное: проповедь радикального имморализма использовалась в некоторых эзотерических культах как средство для пантеистического воспитания адептов. В тантрическом буддизме грань добра и зла переступается, если человек предается действию "с сознанием" - тогда и в групповой оргии он будет "чист", ибо будет мыслить себя действующим нераздельно с Единой Энергией425.
Проводится ли такое "расширение сознания" через дела (как в тантризме) или через медитации (как в гностицизме), - его итог один. Грань добра и зла, ощущаемая нравственной интуицией человека, переступается именно потому, что она мешает ему осознать радикальное единство мира и свою собственную тождественность с ним. Переступив различение добра и зла (пусть даже в мысли), человек уже не будет замечать и иных различий в мироздании.
Напомню, что для русских философов, напротив, ощущение добра и зла было свидетельством того, что человек неотмирен. Владимир Соловьев именно из существования в человеке чувства стыда повел свое доказательство бытия Бога.
Хотя бы поэтому видеть в Рерихах продолжателей русской религиозной философии совершенно невозможно. Дело не только в различии онтологий. Именно моралистический (иногда - надрывно-моралистический) пафос русской философии и литературы отстраняется теософией.
А что мы видим в теософии? Попытка развести добро и зло, о-предел-ить их, натыкается на обвинения в манихействе - "таким религиозным деятелям, как Кураев, ближе манихейское противопоставление добра и зла"426. Рериховец забыл, что в манихействе добро и зло различаются не как этические категории, а как две разные мировые субстанции, совечные друг другу и равномощные. Такая путаница может привести к тому, что любая "кроха", спрашивающая, "что такое хорошо и что такое плохо", будет записана в манихеи.
Рерихами вопросы добра и зла, "нравственного идеала" и "слезинки ребенка" решались просто: "Какая формула может считаться безусловной или, как кто-то выражается, абсолютно справедливой в нашем проявленном мире, мире относительности? Даже такая, казалось бы, неоспоримая формула, как "не убий", тоже не всегда применима. Также и другая - "возлюби ближнего как самого себя" - может принести ближнему горе вместо блага"427. Да и вообще - зачем защищать человека от смерти? "Разве можно назвать смертью смену одной оболочки на другую?"428. "Высокая