Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

что "единое и главное свойство мирового духовного принципа - бессознательного, но вечно деятельного жизнедателя - распространяться и проливать" (отчего в качестве достойного символа этого начала тот же абзац махатмовых писем предлагает фаллос)462.

Отнюдь не все равно - верить в то, что "Мирами правит жалость, Любовью внушена Вселенной небывалость И жизни новизна" (Б. Пастернак), или утверждать, что свойствами Абсолютности являются "Абсолютное Небытие и Бессознание"463, что про Божественную волю "нельзя сказать, что она действует с пониманием"464 (а и верно - какое же "понимание" у фаллоса!).

О разнице между участливым Богом христиан и безразлично-бездумным "высшим" божеством гностиков еще во втором веке сказал св. Ириней Лионский: "Они нашли Бога Эпикурова, который не делает ничего ни себе, ни другим, то есть ни о чем не промышляет" (Против ересей. 3,24,2). Но прошли века - и мы снова слышим от тех, кто полагает христианство слишком старым: Божество - это "Вечное Дыхание, не ведающее самого себя"465; "Неподвижно Бесконечный и абсолютно Безграничный не может ни желать, ни думать, ни действовать"466. Теософы дерзают связывать руки Божеству, лишая Его права на действие: "О Божестве невозможно подумать как о выполняющем какие-то действия"467. И опять современны слова св. Афанасия Великого: "В этом отношении чудные сии люди приложились уже к манихеям. Ибо и те именуют Бога благого только по имени, и не могут указать ни видимого, ни невидимого Его дела; отрицая же истинного и действительно сущего Бога, Творца неба и земли и всего невидимого, без сомнения, слагают чистую баснь (?????)"468.

Согласно этому мифу (басне), Бог оказывается совершенно пассивен, Он не совершает никаких действий. А в этом случае, конечно, вполне логично отказаться от молитв. Но еще более логично при таком допущении - отказаться от любых претензий на близость к православию. Христос учил, что "Отец Мой доныне делает" (Ин. 5,17). Христос учил молитве. Величайшие подвижники и богословы православия - святые исихасты - устами св. Григория Паламы учили о том, что Бог именно действованиями (энергиями) Своими проявляет Себя в мире...kkkkkk Но теософия утверждает, что Бог "не может действовать".

Это что - тоже вопрос, который "не имеет значения"?

Разве "не имеет значения" - верить, что "Мир на милости созиждется"llllll, или же чеканить: "с наступлением нынешнего века пробил час изгнания с трона "высшего Бога" каждого народа в пользу Одного Всеобщего Божества - Бога Непреложного Закона, не милосердия; Бога Справедливого