Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

является наименее важным разногласием между восточной и западной церквами. Не в нем, по общему мнению, помеха (а - в папских притязаниях): оно не характерно, не симптоматично. И разве можно, будучи в здравом уме и твердой памяти, придавать такое значение богословским тонкостям? А тут еще католические богословы уверяют (хочу думать, что optima fide), будто "и от Сына" совсем равнозначно встречающемуся у авторитетнейших восточных отцов и учителей церкви "чрез сына". По-видимому, и спорить-то не о чем. В богословских ли тонкостях религия? Она в нравственности, в том, что важно для жизни, а не в умствованиях и "мелочах". Таково общее мнение. Но "общее" и распространенное всегда подозрительно, ибо люди неразумные и необразованные всегда составляют большинство. И я обвиняю защитников приведенного сейчас понимания дела в довольно тяжелых грехах. Они легкомысленно относятся к абсолютной истине, полагая, что она может быть недейственною и неполною, и что понимание для жизни безразлично. Тогда зачем они, со своей же точки зрения непоследовательно признают другие догмы христианства? Если дело в морали, то не все ли равно: верить в триединство Бога, во многих богов или ни в какого бога не верить? Надо быть последовательным, и необходимо, говоря о религии, понимать, что в ней деятельность не отделима от познания, что в ней все до последней йоты жизненно и каждой догматической ошибке, какою бы ничтожной она ни казалась, неизбежно сопутствует моральный грех" (Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея // Сочинения. М., 1993, с. 184-185).

bbb Там же, с. 137. В этом рассуждении, формально построенном безупречно, используется тем не менее некоторая недоговоренность: ведь если Сын без Отца - ничто, то и Отец без Сына тоже... Отец и Сын - именования взаимно-соотносительные, однако если для восточной традиции эти именования используются для различения ипостасей Отца и Сына, то в рассуждении Рацингера указание на соотносительность имен используется по сути для слияния ипостасей. Именем Сын указуется ипостась Сына, но Его ипостасность не исчерпывается Его происхождением - "рождением от Отца". Следовательно, соотносительные имена Отца и Сына не исчерпывают Их ипостасность.

ccc Впрочем, здесь может быть усмотрена и обратная причинность: "При внимательном анализе становится понятной связь религиозности Filioque с германским язычеством, с его натуралистически-пантеистическими тенденциями" (Карсавин Л. П. Восток, Запад и русская идея // Сочинения. М., 1993, с. 188).

ddd св. Василий Великий может, например,