и зла. Когда-то и однажды произошло падение духовных стихий, когда-то случился грех Плиромы, и из этого недостойного, недолжного состояния люди должны выйти. Напротив, "с точки зрения теософии падение Люцифера, воплощение Логоса и искупление - вечно космические процессы" (Странден Д. В. Теософия и ее критики, с. 54-55. Цит. по: Кудрявцев К. Д. Что такое теософия. СПб., 1914, с. 53).
wwww О творении как первой жертве Бога см. прот. Михаил Чельцов. О человеческих привнесениях в Библию // Христианская мысль. Киев, 1916, кн. 6, с. 102.
xxxx "И этому чуду подивимся, как из праха создал человека, как разнообразны человеческие лица, - если всех людей собрать, не у всех один облик, но каждый имеет свой облик лица, по Божьей мудрости" (Поучение Владимира Мономаха // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. XI-XII века. Спб., 1997, с. 461).
yyyy "Там, где неоплатоническая теология предполагает процесс, христианская теология предполагает поступок, обладающий всем драматизмом поступка ("так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного"). Это давало человеку надежду: в мир приходит не помрачившееся в пути излучение Бога, но сам Бог во всей полноте своей божественности. Для неоплатонизма именно эта надежда была абсурдом" (Аверинцев С. С. Эволюция философской мысли // Культура Византии. IV - первая половина VII века. - М., 1984. с. 55).
zzzz В лучшем учебнике богословия XIX века ("Догматическое богословие" архиеп. Филарета Черниговского) есть немаловажное уточнение того места Библии (2 Мак. 7, 28), где формулируется креационистский догмат: "Выражение ex ouk onton (из не сущего) или, как вернее в александрийском списке: ouk ex onton poiesen panta o Theos (не из сущего сотворил все Бог), не совсем точно переведено в Вульгате: "ex nihilo fecit - сотворил из ничего", как будто ничто составляет какую-нибудь материю. Священный писатель выражает ту мысль, что Бог сотворил все не из чего-либо или дал бытие миру без участия какого-либо вещества" (цит. по: Лопатин Л. М. Положительные задачи философии, с. 285).
aaaaa "Слово завет - по древне-еврейски берит - происходит от глагола бара - резать, и в то же время, возможно, связан с ностратическим глаголом бери - брать, избирать. Таким образом, в этом слове можно проследить два основных значения: во-первых, резать, разрезать, потому что у древних народов завет заключался путем рассечения жертвенного животного и прохождения вступающих в союз между его частями. Второе значение, восходящие к ностратическому бери, может включать в себя идею избрания - Бог "берет", избирает человека, приближает к себе, заключает