Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

от них говорит многократно Евангелие. Во-вторых, моя задача изложить православное миропонимание, которое, конечно, всегда включало в себя знание темной духовной реальности. В-третьих, не теософам возражать против упоминания бесов: Люцифер является очень важным персонажем в их собственной мифологии. В-четвертых, именно многообразие бесовского мира, многообразие опыта зла сегодня открыто человеку просто с навязчивой очевидностью. Можно сомневаться в том, что есть Бог, но уже нельзя сомневаться в том, что есть дьявол.

qqqqq "Имперсонализм - естественное следствие пантеистического монизма Гегеля. Парадокс гегелевской философии в том, что при этом она, как и весь немецкий идеализм, проникнута пафосом свободы. Однако свобода тут трактуется своеобразно: свободным является только богочеловечество, но отнюдь не конечный едининичный человек. Последний - исчезающе малая пылинка в грандиозном движении мирового духа, использующего в качестве средства намерения и поступки индивида". Гайденко П. П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998, № 4, с. 83.

rrrrr Изложение эпизода из книги Блаватской "Из пещер и дебрей Индостана" приведено по книге: Лазарев С. Н. Диагностика кармы. Кн. 1. СПб., 1993, с. 7.

sssss Принцип Оккама можно приложить и к пантеизму в целом: "В известном отношении пантеизм грешит тем, что дает лишь номинальное определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии; он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в положительной религии", - справедливо писал Э. Радлов (Радлов Э. Л. Пантеизм // Энциклопедический словарь. Т. XXII-а. Издание Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. - СПб., 1897, с. 705).

ttttt peri arcwn (греч.) "о первоначалах".

uuuuu Цит. по: Степанянц М. Т. Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама // История философии. Запад-Россия-Восток. Кн. 1. М., 1995, с. 413. Последние слова - цитата из Корана: "не вы их убивали, но Аллах убивал их, и не ты бросил, когда бросил [копье] но Аллах бросил" (Сура 8. Добыча, 17)

vvvvv В одном из видений Сведенборга представлен Кальвин, осужденный вечно писать книгу о предопределении (см. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. Берлин, 1922, с. 32).

wwwww Кстати, понимают ли обычные охотники порассуждать о "перевоплощениях", что "лучшей" реинкарнацией является не рождение в семье американского миллионера, а рождение в бедной тибетской или индийской семье, не знающей ни кондиционера, ни видео и живущей впроголодь?