Кураев А

УРОКИ СЕКТОВЕДЕНИЯ 2

собственным, которое одно только и может обозначать данное лицо. Отсюда он выводит новое определения лица (для Лиц Божественных): Лицо есть несообщимое существование (incommunicabilis existentia) Божественной природы"128.

Таким образом, личность - это субъект действий. Индивидуальность - способ осуществления действий. Природа - то, что действует, источник энергий, реализованных, воплощенных ("ипостазированных") действием. Личность оказывается над-качественным, над-природным бытийным стержнем, вокруг которого и группируются природные качественные признаки.

К этому различению конкретного наполнения человеческой жизни от того, что (или, точнее - кто), собственно, наполняется, вновь и вновь возвращается христианская мысль. "Я не могу понять этой тайны, но мое сознание повторяет мне, что я - двое: есть моя душа и есть я", - писал Уолт Уитмен129. Одна из основных тем христианской поэзии - это диалог человека с душой ("Душе моя, душе моя! Восстани, что спиши?").

В слове мое выражается трансцендентность "я" по отношению ко всему содержанию психики. Вспомним знаменитое место из Паскаля: "Тот, кто любит кого-либо за красоту, любит ли его? Нет, ибо оспа, которая уничтожит красоту, не уничтожив человека, заставит его разлюбить этого человека. И если меня любят за мои суждения, за мою память, любят ли меня? Нет, ибо я могу потерять эти качества, не потеряв самого себя. Так где же это я, если оно не в теле и не в душе?"130. Я - обладаю разумом; я - обладаю религией; я - обладаю всей человеческой природой. Я - собственник всего, что может быть выражено, само же "я" невыразимо. Поистине - "Единственный и его собственность".

Даже самосознание не есть личность, а один из талантов которыми личность владеет. Поэтому лучше не говорити "личность, то есть самосознание", а сказать - наличие самосознания (сознания, свободной воли, памяти, целеполагающей деятельности, любви, творчества...) - это те признаки, по которым можно определить, что нам встретилось именно личностное существо.

Человек - метафизическое существо. Это выражение в данном случае надо понять буквально: мета-фюсисное. Личность находится по ту сторону фюсиса, природы. И из своей "мета" она должна войти в мир качественных характеристик. У человека есть миссия по отношению к самому себе. Моя природа не в обязательном порядке навязывается мне. Но - по мере употребления своей свободы - личность должна овладеть потенциями природы (преп. Макарий Великий называет это "приобретением души своей"131).

"В существе духа различается ипостась