Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

И священники не требовали смены паспортов, вполне терпимо относясь к тому, что вне храма человек зовется иначе, чем в Церкви.

Вспомним также, что креститель Руси князь Владимир вошел в историю со своим языческим именем, а не с крещальным (Василий). Русские цари перед смертью принимали монашеский постриг - но поминаем мы их все же по их мирским именам... А блаженная Ксения Петербургская представлялась именем своего мужа...

Апостол же Павел... Стоп! Кто помнит, как звали "апостола языков"? Его изначальное имя - Саул, Савл. С этим именем он был рожден, с этим именем он был крещен (Деян. 9,17). А затем он вдруг становится Павлом, принимает языческое, римское имя. Происходит это на Кипре после встречи с римским проконсулом Сергием Павлом (Деян 13, 7). Поскольку до этого эпизода Савл в книге Деяний всегда именуется лишь Савл и никогда - Павел - очевидно, что есть какая-то связь между принятием языческого имени и обстоятельствами его проповеди на Кипре. Почему апостол меняет свое исконное и крещальное имя на языческое, вдобавок имя светского начальника? Фаррар полагает, что "он или и прежде носил попеременно это имя для удобства в своих сношениях с язычниками, или это римское имя могло указывать на обладание им правами римского гражданства и быть может на некоторую связь его отца или деда с Эмилиевым семейством, носившим прозвание Павла"241. Каковы бы ни были мотивы апостола, мы не можем не отметить, что нынешние "ревнители благочестия" его бы, несомненно, осудили за "утрату христианского имени". Уж они-то ему напомнили бы, что "имя есть ядро личности, ее неизменная величина"242. И апостол узнал бы в этом тезисе весьма распространенные в язычестве Ближнего Востока верования в то, что имя есть судьба243... Вот только кто же послал апостола на проповедь: шумерские боги или Иисус из Назарета?

А еще "группа священноиноков и мирян" своим заявлением о том, будто "человек с момента своего творения (от Адама) от Бога получает имя"244 заставила меня вспомнить, что как раз "с момента творения" человек не имеет никакого личного имени. Бытописатель ни разу не называет имени человека, который жил в этом саду. В рассказе о грехопадении нет Адама и Евы. Имя Евы зазвучало лишь в Быт. 3,20, то есть уже по ту сторону грехопадения. А Адам как имя (без артикля) в еврейском тексте появляется лишь в Быт. 4,25. До этого же в библейском тексте стоит не Адам, но ха-Адам, то есть - "человек".

Иногда же роль "идентификатора", приставляемого к имени человека для обозначения именно этой персоны служит