чтобы не соблазнять других. Тебе нет нужды ходить по капищам? - Ну, так и не ходи! Поэтому слово апостола обращено прежде всего к этим "сильным" и "свободным" христианам, а не к тем, кто смущается подобным поведением своих собратьев по вере.
Но со "штрих-кодами" все иначе. Они - везде и всюду. Не от воли человека зависит - наткнется он на них или нет. В жизнь двух христиан без спросу вторглись эти "клейма". Один из них реагирует с "сильной" позиции: "идол в мире есть ничто". Второй же смущается и сторонится этих "кодов". Он готов убежать из города... В этой ситуации что должен сделать "сильный в вере"? Бежать вслед за обладателем "идольской совести", подражать его страхам, и имитировать их, на самом деле вовсе их не разделяя? Или же он именно ради брата своего должен совершить проповедническое усилие и объяснить ему собственно христианское отношение к языческим погремушкам?
Порой люди, считающие, что штрих-коды (точнее, веруемые в них шестерки) сквернят все, к чему они прилепляются, говорят, что число 666 есть максимум скверны, а потому не может быть освящено (как не может принять благодати, например, моча). Верно. Но ведь возможные альтернативы не сводятся только к дилемме: или освятить, или отбросить. Есть еще возможность - отвоевать. Это путь экзорцизма, "отчитки". Это возвращение Богу части Его творения, украденной сатаной. Возвращение через молитву христиан.
Однажды я спросил (порознь) игуменью монастыря Русской Зарубежной Церкви, располагающегося в Гефсиманской саду у стен Иерусалима и духовника этой обители: "Вы живите в Израиле, в стране, где государственной религией является иудаизм. Практически все товары здесь проходит так называемое "кошерование". Процесс изготовления и признания кошерных продуктов связан с благословением раввинов. Скажите, учитываете ли вы это при закупке продуктов для монастыря, или берете продукты только у арабов?". И оба раза я получил один и тот же ответ: "Мы не обращаем на это внимания. Не важно, где куплен продукт. Важно, что мы-то его готовим и вкушаем с молитвой, а перед силой крестного знамения изнемогает вся сопротивная сила".
Штрих-коды никто не собирается "освящать". Речь идет о другом: об очищении продукта (книг, пакета молока, документа), помеченного штрих-кодом, от предполагаемой скверны..
Те церковные люди, кто всерьез опасаются "негативной энергетики" идолов, для обоснования своих страхов приводят один эпизод из святоотеческой литературы. Св. Киприан Карфагенский повествует в книге "О павших": "А вот