и вызывало удивление людей: "Кто сей, что говорит так? Почему Он говорит от Себя, а не ссылается на Откровения Божии? Странный какой-то пророк..." Но ведь Христос был не только пророком - Он при этом был Тем, от имени Кого пророки и говорят.
Если же у других людей мы встречаем размышления и слова о будущем, не предваренные пророческой формулой, - то это не пророчество. Это просто размышление благочестивого сердца и облагодатствованного ума. Этот ум может ощущать смысл и ход событий лучше, чем ум обычных людей. Но все равно здесь больше от человека и меньше от Бога, нежели это было у библейских пророков. Это может быть просто предположение человека. Это может быть вполне индивидуальное лекарство, прописанное только для одного человека: слово утешения изможденной душе собеседника или, напротив, предостережения для души размягшей... В конце концов, как нельзя советы духовника износить из его кельи - так поосторожнее нужно быть и с распространением тех его суждений, которые были проговорены в будущем времени... И уж точно сам старец, которому приписываются "пророчества", самым бурным образом отвергся бы от них и от такого их восприятия, если бы его спросили прямо - "вы, Батюшка, вот так пророчествуете?". Так что лучше не использовать слово "пророчество" за пределами библейской священной истории.
После "Пастыря Ерма" (конец I в.) православных проповедников, которые говорили бы библейски-пророческими формулами: "Бог сказал мне, чтобы я сказал вам...", - не было.
Кроме того в классической святоотеческой литературе мы почти не найдем пророчеств о грядущих временах. А потому при встрече с современными сборничками, содержащими "пророчества старцев", у меня возникает чисто профессиональное чувство опаски. Ведь у отцов древности не встречается желания пророчествовать о будущих временах. Приведите мне примеры пророчеств из творений святителей Василия Великого, Григория Богослова, преподобного Иоанна Дамаскина. Нет их! А ведь это те отцы, которые являют для нас образец Православия.
И вот здесь-то и возникает вопрос: если мы видим, что какие-то проявления нынешней церковной жизни не соответствуют тому, что было в эпоху Вселенских Соборов, в эпоху великих отцов, то имеем ли мы право сказать, что, мол, просто церковная жизнь "развилась" так, что она переросла в своих духовных дарах "золотой век" Православия и стяжала дух пророчества, которого у тех святых отцов не было, или же мы должны говорить скорее о какой-то деградации?
Не менее важно заметить