почему она сопряжена с поклонением зверю. Христиане же, входящие в мир компьютерной цивилизации (в том числе и в мир электронной торговли), не испытывают никакого религиозного притяжения к миру духов.
Отчего-то нынешние борцы с "идоложертвенным" напрочь забыли, что в древней Церкви считалось поклонением идолу. В древности же речь шла о вполне определенном внешнем действии, которое должен был совершить человек: а) публично; б) перед статуей официального божества. Это могли быть крупинки ладана, цветы, венки, чаша вина, или даже жертвенное животное, которые надо было возложить к языческому алтарю.
В гонение императора Декия (249-252 гг.) в каждом селении назначались официальные лица ("избранные ради жертв"), в присутствии которых каждый житель империи должен был совершить ритуальные действия и затем получить следующий документ. Первую его часть составляло прошение. Начиналось оно с "идентификации" (указание места жительства, имени, возраста, особых примет): "Избранным ради жертв деревни Александрова острова от Аврелия Диогена, сына Сатавута, из деревни Александрова острова, 72 лет от роду, над правою бровию рубец". Эти данные вписывались от руки. Затем шел стандартный текст исповедания официальной (требуемой) веры: "Я и всегда приносил жертвы богам и теперь, в вашем присутствии, согласно с эдиктом, я принес жертву и совершил возлияние и вкусил жертвенных мяс". Затем - просьба о подтверждении благонадежности: "Прошу вас (т.е. уполномоченных, "избранных" по принесению жертв - А.К.) подписаться. Желаю благополучия. Аврелий Диоген подал прошение". Вторая часть документа - подпись очевидца - "Аврелий Сир свидетельствует в качестве участника, что Диоген принес жертву вместе с нами"375.
Как видим, все было серьезно и откровенно. Каждая из сторон вполне осознавала, что делает. Оттого даже те христиане, который покупали такие "свидетельства" (libellus), сами не совершавшие жертвоприношения, все равно рассматривались Церковь как отступники, получившие прозвище "либеллатики". Но, согласитесь, есть все же существенная разница между тем, куда позволяли "либеллатики" вписать свои имена и теми анкетами, которые люди заполняют сегодня. Если знать, как проходили жертвоприношения и гонения в древности, то исчезает готовность в сегодняшних приключениях с штрих-кодами видеть нечто подобное.
Есть ли эти алтари в налоговой инспекции? Предлагается ли перед ними приносить жертвы? Государство не понуждает нас к забвению Христа; государство не понуждает нас сегодня