Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

наподобие Сына Человеческого, и станет творить знамения и чудеса, и земля предастся в руки его, и он будет творить беззакония, каких никогда не бывало от века. Тогда пойдет тварь человеческая в огонь испытания, и многие соблазнятся и погибнут, а пребывшие в вере своей спасутся в своем проклятии" (Дидахэ. 16,3-5). Как видим - сначала обольщение чудесами, а потом предание в руки антихриста.

Священномученик Викторин, епископ Петавийский говорит, что "instabiles homines", слабовольные, нетвердые люди будут обращены "ложными знамениями"377. Как видим, не "антихристовы слуги" всерьез отнесутся к обольщающим их "знамениям", а обычные люди, неутвержденные в вере Христовой.

Св. Кирилл Иерусалимский акцентирует, что антихрист будет "магом" - "весьма опытным в обманчивом и злом искусстве чародейства и волшебства, который похитит власть над Римским государством... Антихрист восхитит власть над Римским царством посредством злого волшебства" (Огласительные беседы. 15,11-12).

Св. Андрей Кесарийский ясно говорит о том, что лжепророк будет через обольщение приводить к поклонению зверю и принятию его печати: "ему дана власть знамений и чудес, чтобы, предшествуя антихристу, приготовить ему гибельный путь... Предтеча лжехриста волшебством и обманом будет совершать все к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога,.. наподобие Крестителя, приводившего верующих к Спасителю... Предтеча антихриста, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника на правых руках ради пресечения делания правых и добрых дел, а также на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме"378.

Св. Иоанн Златоуст того же мнения: люди антихристовой поры "уверуют в него единственно ради ложных его чудес"379.

Преп. Ефрем Сирин мыслит не иначе: "Если человек окажется хотя несколько беспечным, то легко подвергается нападениям и будет пленен знамениями змия лукавого и хитрого. И таковой не найдет себе пощады на суде; там откроется, что добровольно поверил мучителю"380. Отметим у Святого отца и то, что человек принимает покорение антихристу добровольно (а не бессознательно, как пугают модернисты-иннэнисты), и то, что непосредственная причина его падения будет состоять именно в сатанинских чудесах, и то, что антихристу надо верить, а не просто жить рядом с ним ("и все, принявшие печать антихристову и поклонившиеся антихристу яко благому Богу..."381).

Блаж. Иероним Стридонский согласен: "В антихристе