с неба на землю перед людьми" (Откр. 13,3), для меня и радостно, и тревожно. Обычно этот текст цитируется с тревогой: не о нас ли это пророчество...Да, оно - о нас.
Но именно потому в моем отношении к этой главе Откровения есть привкус радости. Ведь это пророчество говорит об отношении между антихристом и христианами. Значит, оно говорит не только об антихристе, но и о нас, о Церкви. Так вот, если увидеть в этом отрывке свидетельство о жизни и вере христиан последней поры, то появляется место для радости.
Переместим этот текст из "антихристовой" перспективы в апологетическую. Апологетика поясняет, почему у православных христиан есть право верить, думать, действовать именно так, как мы верим, действуем и думаем. А среди тех реалий православной жизни, что вызывают наиболее жесткую критику со стороны - наше отношение к иконам. Так вот, именно эту грань нашей веры мы можем объяснить с помощью Апокалипсиса.
Что мы знаем о цели антихриcта? Мы знаем, что он придет, "чтобы прельстить, если возможно, и избранных" (Мф. 24,24). Языческий мир, мир поклоняющийся "духам" или же чисто земным ценностям, антихристу не надо завоевывать. Этот мир он попросту подберет под свою власть. Те, кто от мира сего, те своим подчинением антихристу лишь открыто признают ту правду об истинном предмете своих верований и пристрастий, что и прежде в общем-то не была большим секретом.
Но есть еще те, кого Христос избрал "от мира". "Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир" (Ин 15,19). Вот эти, "избранные", то есть отделенные и защищенные Христом люди и будут головной болью для антихриста.
Ему нужна полнота власти. Значит, ему нужна власть не только над теми, кто "от мира", но и над теми, кто просто "в мире".
Ему нужна полнота власти. Значит, ему нужна власть не только над кошельками, деньгами и имуществом "налогоплательщиков", но и власть над душами, над любовью и ненавистью людей. Так "Большому Брату" в романе Оруэлла "1984" недостаточно было лишь послушания, недостаточно было взаимного предательства людей, отречения от всех других привязанностей. Ему нужна была "любовь" к нему пытаемых им.
Антихристу же нужна любовь христиан. То чувство, что христиане испытывают ко Христу, он желает перенаправить на себя. Он себя выдает за Того, с Кем на самом деле он ведет войну.
Итак, цель антихриста - "прельстить избранных", то есть добиться того, чтобы христиане признали в нем Своего вернувшегося Господа.
Богословская проблема