худшим и последним врагом. И, значит, тот, кто желает быть с "удерживающими", кто хочет быть с той Церковью, о которой говорит Писание, должен соединиться с Православием.
Тревожно же другое: если сатана сможет подделать самое радостное чудо - значит, стоит крайне осторожно относиться к любым апелляциям к чудесам, когда речь идет о религиозной проповеди и полемике. Чудо - не аргумент, ибо, как оказывается, из противоположных источников могут исходить внешне похожие феномены398.
Но пока нет этих ложных и громогласных чудес, совершаемых "президентом земного шара" - нет и антихриста, нет его "обольщения", нет и его "печати".
***
Вывод Синодальной Богословской Комиссии: "Распространенное в среде некоторых православных христиан представление о том, что "антихрист еще не явился, а печати уже ставят", или, что существует некая "предпечать", противоречит церковному учению о явлении антихриста в "последние времена" человеческой истории".
9. ЧТО ТАКОЕ "ПЕЧАТЬ ЗВЕРЯ"?
Нельзя не заметить - как мало в святоотеческой традиции обращений к теме именно "печати зверя". Отцы обращали внимание на то, откуда выйдет антихрист; на то, за кого он будет себя выдавать; на то, какие чудеса он будет творить; на то, во что должны будут верить, а чему не должны будут доверять подлинные христиане в те времена... Но внешнее начертание, которое антихрист будет ставить на поклонившихся ему, Отцов интересовало мало. Главное - поклонение.
Св. Ипполит Римский под начертанием на руке понимал воскурение жертвенного фимиама идолу, а под начертанием на челе - увенчание ритуальным языческим венцом399.
А как будет выглядеть внешний штамп, которым будет запечатлена лжевера - не так уж важно... И уж совсем ничего Отцы не говорили о "материале", из которого будет сделана "печать".
Это единогласное молчание Отцов стоит уважить. Если они не посчитали нужным сказать о материале, из которого будет изготовлена печать антихриста и о технологии ее изготовления - то стоит ли нам обращать внимание именно на это? Богословствовать о том, о чем ни слова не сказало Писание и не сказали Отцы - не риск ли это? А настаивать на том, что твои новые догадки есть "учение Церкви" и осуждать несогласных - не есть ли модернизм? Хранить традицию - значит соглашаться с тем, что традиция сказала; допускать разнообразие там, где прежние носители этой традиции разногласили между собой и молчать там, где Отцы единомысленно молчали...
Эта традиционная осторожность оправдана, в частности,