все свои грехи и не чувствуя покаяния, - тогда и на десницу их ляжет та же самая "печать". Блаженный Августин еще в пятом столетии давал такое толкование предупреждению апостола Иоанна о "печати антихриста": начертание, то есть клеймо преступления, будет начертано "на челе - ради исповедания, на руке - ради дел"439.
"Интересно проследить, каким образом в Ветхом Завете употребляется символ "лба". Обличая иудеев пророки говорят об их "жестоколобии" (Иез 3,7); о том, что у Израиля "лоб блудницы" (Иер 3,3). Исаия, обращаясь к "дому Иакова" говорит: "лоб твой - медный" (Ис 48,4). В результате совершенного царем Озией нечестия, "проказа явилась на челе его" (2 Пар 26,19). Давид поразил филистимского великана также в лоб (1 Цар 17,49). Именно на челе Аарона находилась табличка с надписью "Святыня Господня" (Исх 28,37-38). Таким образом "чело" оказывается неким показателем отношения человека к Богу. Если человек обращает чело к своему Господу, на нем запечатлеваются знаки святости и правды. И наоборот, отвращаясь от Бога, человек становится "твердолобым" и на челе его является проказа. О том, что знак на челе и руке означает следование заповедям Божиим, говорится и во Второзаконии, когда Господь обращается к иудеям: "И да будут слова сии, которые Я заповедаю тебе сегодня, в сердце твоем... и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими (то есть на челе!)... (Втор 6,6-8). Кстати многими иудеями эти слова понимались буквально, за что и обличал фарисеев Господь Иисус Христос (Мф 23,5). Другой важный и часто употребляемый ветхозаветный символ - "десница". Господь держит праведника за правую руку и укрепляет (Ис 41,13); Господь "одесную" праведника (Пс 15,8). Следовательно, замена знака Господня на знак антихристов означает отвержение заповеди Божией и выбор греха. Апостол Иоанн несомненно был укоренен в ветхозаветной традиции, и образы, им используемые, перекликаются с образами Ветхого Завета"440.
Чтобы понять "печать сатанинскую" - надо сравнить ее с "печатью Божией". О последней пророк Иезекииль говорит так: "И возгласил в уши мои великим гласом, говоря: пусть приблизятся каратели города. И вот, шесть человек идут от верхних ворот, обращенных к северу, и у каждого в руке губительное орудие его, и между ними один, одетый в льняную одежду, у которого при поясе его прибор писца. И призвал Он человека, одетого в льняную одежду, у которого при поясе прибор писца. И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях,