Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

в церковном предании не значится, что христианин обязан сражаться за свою личную политическую и экономическую свободу. "Аще и можеши свободен быти, больше поработи себе" (1 Кор. 7,21).

Наши предки, которые понуждались идти в крепостную кабалу - при этом не митинговали и не протестовали... Согрешили ли они тем, что не боролись за свою свободу? Церковные же власти той поры в качестве грешников рассматривали именно протестующих.

Эта церковная позиция была столь очевидна, что вызывала страстный протест - например, у Герцена: "Ну а что сделала, в продолжение этого времени всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая церковь наша со своими иерархи? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного негодования, ни одного слова проклятья! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого"469.

Св. Игнатий Брянчанинов и за два года до отмены крепостного права в России считал своим пастырским долгом апологию рабства: "рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучрежденное, должно быть всегда, хотя в различных формах"470.

Когда в журнале Казанской Духовной Академии "Православный собеседник" появилась статья в защиту гражданской, личной свободы крестьян - учениками св. Игнатия Брянчанинова это было расценено как "учение новое, неслыханное в Православной Церкви"471, поскольку, по слову св. Игнатия - "Слово Божие и Церковь - как Вселенская, так и Российская - в лице святых отцов, никогда и ничего не говорили об уничтожении гражданского рабства"472. Сам св. Игнатий счел необходимым написать ответную статью, дабы "изложено было точное учение Православной Церкви о рабстве и рабовладении"473. "Не твое дело, что господин твой бесчеловечен, ему за это судит Бог. Ты неси свой крест, данный тебе Богом ради твоего спасения. Неси безропотно, благодаря и славословя Бога с креста твоего"474... Герцен в этой связи писал о "диком и уродливом ответе во Христе сапера" (намекая на бытность св. Игнатия саперным инженером)475.

Для определения традиционного церковного отношения к проблеме личной гражданской свободы показательно письмо Н. Мотовилова Императору