в записи этим инструментом и в отношении человека к этой записи. Какая разница - из какого материала и каким техническим путем будет эта "печать" сделана! Хоть раскаленной кочергой, хоть лазерным лучом.
Дело не в инструменте, а в информации, которую наносят с помощью этого инструмента и в отношении самого клеймимого к этой информации. В древности тавро раба именно выжигалась каленым железом. И что же - мы скажем, будто "раскаленное железо есть печать антихриста"?
За версту разит модернистским перегаром и от модного ныне уверения, будто "образ зверя - это телевизор" или "робот"512. В том, что лжепророк антихриста оживотворит "икону зверя" и заставит ее говорить, современники тех событий увидят чудо. Но разве сегодня кто-то относится к телевизору, презрительно именуемому "ящиком", как к источнику чудес? Ну, значит, и не стоит повторять сплетни, рожденные на заре телевизионной эры...
Чтобы вполне понять предостережение апостола ("И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя" - Откр. 13,15), нужно помнить, что "речь статуи, по понятиям язычников, была явным доказательством присутствия в ней могущественного божества и потому более всего была способна возбуждать пред нею благоговение и поклонение"513.
В оккультных герметических трактатах (которые, впрочем, были написаны после Апокалипсиса) прямо указывалось на магическую технику, с помощью которой можно богов вселить в статуи - "Как Господь сотворил богов по подобию своему, так и человек создает богов по своему подобию. - Ты говоришь об изваяниях, о Триждывеличайший? - Да, об изваяниях, о Асклепий. Одушевленные изваяния, преисполненные сознания и духа, свершают столько великих деяний; существуют изваяния прорицательные, которые предсказывают будущее в снах и прочиими способами, и иные, которые поражают нас болезнями или исцеляют нас от недугов, причиняют нам боль или дарят нам радость" (Асклепий, 8)514. "Поскольку сотворить душу было не в их (праотцов) власти, они вызывали души демонов или ангелов и заключали их в свои идолы посредством священных и божественных церемоний, наделяя идолов способностью творить добро и зло" (Асклепий,13)515. "Гермес... утверждает, что видимые статуи представляют собой как бы тела богов; в телах же этих находятся привлеченные туда духи, имеющие отчасти силу или причинять вреди или исполнять кое-какие желания тех, кто оказывает им поклонение. Привязывать посредством