Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

в нашу душу без стука и без нашего зова, оберегающий нашу свободу даже от Самого Себя, - неужели Он позволит владычествовать над самым драгоценным Своим созданием каким-то черным силам?

Нет, "для чистых все чисто" (Тит. 1, 15)! Тот, кто сам не желает стать сообщником сатанинских сил, тот, кто живет в Теле Христовом, которое есть Церковь, тот изъят из-под действия "стихий мира сего"529.

Неужели напрасно были сказаны слова Спасителя: "Будут брать змей; и если чт( смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк. 16, 18)?

Сегодня, когда сводки новостей сочатся угрозами, полезно почаще вспоминать слова апостола Павла: "Кто отлучит нас от любви Божией..." (Рим. 8, 35). И тут же сам апостол говорит: "Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих" (Рим. 9, 3)530.

Оказывается - единственный подлинный владыка человеческой свободы, который может "отогнать" Христа от человека, - сам же человек: "Я желал бы..." Только если я сам захочу - только тогда я буду отлучен от Христа. Ничто иное: ни времена, ни духи, ни люди - не может сделать чужим для Христа такого человека, который сам не желает отчуждаться от Спасителя.

"Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе" (Рим. 8, 35, 38-39). Перечисляя то, что не может отлучить нас от любви Христовой, апостол Павел не делает уточнения: мол, Ангелы не смогли бы нас отлучить, а вот налоговые коды или надпись с "тремя шестерками" смогут.

По учению Церкви не внешний знак отлучает нас от Христа. О внешних знаках богоборчества сказаны слова, уже приведенные выше: "Идол в мире ничто" (1 Кор. 8, 4)531. Беда, если человек внутренне прилепляется к этому знаку. Беда, если человек внутри себя водворяет идола. Беда, если человек свой внутренний мир уже соделал таким, что внешний знак богоборчества лишь проявляет ту тайну беззакония, что уже давно совершилась в его "сокровенном сердца человеке" (см.: 1 Пет. 3, 4).

Неопасно христианину пройти мимо языческого идола. Неопасно даже зайти в языческое капище, если в сердце он творит молитву ко Христу. Опасно, если человек заходит в храм Христов, а в сердце своем в эту святыню проносит идолов - свои житейские попечения, свои греховные страсти.

Если мы будем считать, что средства электронного контроля за поведением человека сами по себе определяют поведение человека532,