шагом был первый товарообмен. Затем - появление первых денег (поначалу - ракушек), затем - введение налогов... Появление документов, удостоверяющих личность тоже надо отметить при отсчете этой предполагаемой будущей беды. Не забыть еще как один из шагов на этом пути отметить первые переписи населения. Но... Тут мы возвращаемся к тому, с чего начали - Спаситель Сам прошел перепись в Римской языческой империи...
Если же речь идет не о личной, а об общей, церковно-национальной истории, то неужто в прошлой нашей церковной истории каждый раз была обретаема ровно та мера компромисса с духом века сего и с его разнообразными тираниями и идеологиями, при которой христианская совесть оставалась неуязвима?
Да - тоской исходили.
Да - зубами скрипели.
Все равно - допустили.
Все равно - дотерпели.
Старцы - нелюдь. Мы ж - люди
Но всю жизнь без печали
Мы не сами ль на блюде
Им детей подавали?
Без особых усилий,
Не поморщившись даже.
Мы привыкли. Мы были
В детстве поданы также.
И взлетал так же слепо
Тот же радостный голубь.
Надо вырваться к небу.
Трудно вырваться... Прорубь.
Мальчик, сдвинувший брови
В безысходной печали.
Меньше всех ты виновен,
Горше всех отвечаешь.
Как приходится сыну,
Если предки такие.
Как за все наши вины
Отвечает Россия595.
История Церкви не вчера началась. И в ней тоже уже было немало позорных страниц (вспомним, как по давлением светской власти принимались соборные осуждения истинных исповедников - хотя бы св. Арсения (Мациевича) в екатерининском XVIII столетии). Не было ли "первым шагом" на пути к капитуляции Церкви перед миром ее согласие на то, что она позволила некрещеному человеку, официально носившему языческий титул "верховного жреца" (pontifex maximus), вмешаться в сугубо внутрицерковный спор - в разрешение донатистского кризиса?596 Разве не стало огромным шагом на пути секуляризации церковного мышлениия согласие Церкви использовать государственную полицию для расправы с раскольниками и еретиками (причем в IV-V веках ситуацию скандализировало еще и то, что в рядах армии, полиции и чиновничества было еще немало язычников, которые, конечно, не находили для себя духовной пользы в том, что им приходилось разбирать межхристианские споры)...
Так что если уж не-протестная позиция Церкви по поводу ИНН и была бы греховным шагом, то уже точно - не первым597.
Вот пример византийского "сергианства" (поясняющий, почему я не люблю и не принимаю самого этого термина):