Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

Ивановской, Владивостокской, а также Владимиро-Суздальской епархии, которые не побоялись опубликовать свои имена (не номера!) - теперь их имена написаны в Книге Жизни Господней"668. Как легко теперь спастись! Достаточно лишь совершить неканоничный поступок - через голову епископа обратиться к светским властям669 с протестом против "налоговых номеров" (каковые протесты сегодня никаких репрессий не вызывают и ничем не грозят) - и ты уже в Книге Жизни!

Так что и новое учение о Церкви (Церковь без епископов и даже без литургии670) и новая аскетика671 и новое компьютерное богословие у иннэнистов уже готовы. И новый тип пастырства ими тоже изобретен: "С теми из моих прихожан, кто уже принял ИНН, трудно разговаривать. Да и о чем?" 672, - хвастается своей "принципиальностью" юноша с крестиком, пришедший к вере позже многих своих прихожан (по его словам - в 1992 г. через фильм "Евангелие от Матфея")...

Именно радикальным борцам против ИНН уже чуждо чувство покаяния. Поначалу свои протестные настроения они прикрывали тем, что это мнение "всей Церкви" - в том числе и Патриарха. Когда выяснилось, что это не так - они не покаялись. Они стали говорить, что это все равно мнение "всей Церкви" - то есть "старцев". Когда же и старцы сказали, что предмет внимания иннэнистов не есть печать антихриста - и тогда они не покаялись... Ну хоть бы кто-то из них после публикации суждения архим. Иоанна (Крестьянкина) и прот. Николая Гурьянова попросил прощения! Отстранив мнения известных духовников673, они бросились создавать собственные кумиры - почтя титулом "старцев" людей, никогда прежде в таковом качестве церковным народом не воспринимавшихся. Например - иеросхим. Рафаила (Берестова). Многие ли слышали о нем до его заявлений, протестующих против ИНН? Но многие прельстились указанием на его "афонский" статус (хотя на Афоне он прожил всего лишь один год). Иннэнисты не смутились даже тем, что язык заявлений о. Рафаила - это язык листовок и митингов, страстный, резкий, бездоказательный ("ИНН - цифровое бесовское имя. Это мистическое кодирование нас"674)... А ведь даже подлинный старец может ошибиться - если ему будут настойчиво предлагать лишь одностороннюю информацию675.

Может старец ошибиться и в том случае, если его первой реакции не послушают, а будут вновь и вновь требовать от него сказать иначе. Это же известное правило духовной жизни: то, что духовник говорит сразу, по первому движению сердца - это от Бога. То, что он скажет, если послушник, которому не понравился первый ответ духовника,