умела не только эмоционально откликаться на бурлящие слухи.
Предложенные выше размышления поясняют, почему ответ на вопрос "можно ли брать номера?" не может быть односложным. Выводов из того, что было сказано, у меня семь.
Первый: церковный протест против усовершенствования слежки за людьми - уместен.
Второй: при этом не стоит всех вовлекать в этот протест и осуждать тех, кто не "вышел на площадь в тот назначенный час". Ненормально, когда в сознании некоторых наших публицистов, проповедников, а, может быть, даже и священников, прихожане начинают делиться на две группы - пронумерованные и не пронумерованные, христиане "первого сорта" и "второго сорта". Один священник с Украины (заочно учащийся в Одесской семинарии) рассказывал мне, что некоторые монахи в Одесском монастыре называют
священников-заочников, которые на свои приходы приняли налоговый номер, не иначе как "наши падшие братья". Вопрос об отношении к налоговым номерам не должен быть вопросом, по которому можно выявлять духовную настроенность человека, его жизнь, его веру и делать выводы о его церковности.
Третий: протестующие должны весьма ответственно подбирать аргументы.
Должна же быть хоть какая-то граница между миром церковной проповеди и миром фантастической литературы! А где этой границы нет - там реальных людей пугают фантастическими приборами: "И тогда создали "микрочип", очень малый прибор, который ставится под кожу человека. И вот через этот прибор человеком, оказывается, можно управлять. Дают ему задание через компьютер бежать, он бежит, дают ему задание молиться, он молится, дают ему задание хулить Бога и идти против Бога, отречься от Него, и он отрекается... Они могут через этот прибор дать нам задания, чтобы мы отреклись от Христа. Вот почему и называется это - "печать антихриста"... Вот что нам принес 2000 год... Мы год от года ждали, мы еще давно говорили про эту печать - многие не верили, когда мы говорили об этом"701. Ну и правильно делали, что не верили такого рода фантазиям...702
До идиотизма глупо всерьез, а уж тем более - "апокалиптически всерьез" воспринимать первоапрельские шутки. В эту глупость вляпались издатели самарской газеты "Благовест" (газета является церковно-независимой, а отнюдь не епархиальной!): "По сообщению "Компьютерры" от 30 марта с. г. компания RUR (Rossums Universal Robot) разработала новую модель вживляемого под кожу чипа, служащего для идентификации личности. От ранних моделей чип отличается тем, что содержит, не только персональную информацию (паспортные