Ради чего Христос отказывается от земной власти? Ради чего антихрист ее берет? Намерения окажутся противоположными.
Корр.: Значит, антихрист - это будет конкретный человек, обладающий к тому же еще и огромной мирской властью?
А.К.: Да. Я полагаю, что антихриста можно описать с помощью отрицательного богословия. Мы знаем, что было с Христом, и от этого можно заключить, что произойдет с антихристом. Вот мы видим три искушения Христа, великолепное толкование которых дал Ф.М. Достоевский в "Легенде о Великом инквизиторе" - искушение хлебом, искушение властью, искушение чудом. Вот эти три искушения, которые отверг Христос, их, очевидно, антихрист и примет. Он примет власть над человеческими душами через чудеса, власть над человеческими отношениями через принятие рычагов земного управления, власть над телами через контролирование механизмов распределения земных благ. Кстати сказать, это последнее - преувеличенный интерес к сфере распределения - и позволяло Ф.М. Достоевскому подозревать антихриста в идеалах социализма.
Корр.: Означают ли Ваши слова то, что царство антихриста будет представлять собой некую глобальную надгосударственную структуру, нечто вроде мирового правительства?
А.К: Поскольку антихрист придет, чтобы прельстить "аще возможно и избранных", это означает, что предметом его специального интереса будет контроль над жизнью тех, кто ему опасен, т.е. контроль над жизнью христиан. Поэтому глобальность царства антихриста вполне может не распространяться на Китай. Нет нужды, чтобы царство антихриста было планетарным в самом буквальном смысле, т.е. чтобы оно включало в себя и племена, которые живут архаичной жизнью третьего тысячелетия до Р.Х. Царство антихриста должно быть экуменичным в изначальном смысле слова oikoumљnh ("ойкумена"): "обитаемая вселенная", вселенная, населенная письменными народами, находящимися между собой в контакте. В этом смысле - да, она должна быть планетарной, т.е. там, где есть христиане, там, где присутствие их значимо, там должна быть установлена власть антихриста.
Для того, чтобы царство антихриста могло вполне достичь своих целей, необходимо будет провести маргинализацию христианства с последующим его "выпариванием", уничтожением.
Корр.: Но значит ли это все-таки, что нехристианские народы изначально обречены?
О.А.: Это та ситуация, в которой неизвестно "да" или "нет". То есть можно провести аргументы в пользу "да" и в пользу "нет".
Пусть даже вопрос поставим так: спасутся