пор и нет хоть сколько-нибудь значительного количества студентов из числа жителей стотысячного Сергиева Посада.
А когда послушаешь приходские проповеди и пересуды на тему "Уроки ХХ века", почитаешь о том же материалы наших газет - становится печально. "Ничего не забыли и ничему не научились"... Вместо осмысления наших вполне реальных церковных болезней - призывы к покаянию в грехах далеких предков. Вместо поиска болезней в нас самих и в нашей истории - поиски врагов вовне.
В июне 1998 г. над Москвой пронесся ураган. В церковных кругах сразу заговорили: "Это предупреждение московским властям, чтобы закрыли порнопритоны и торговлю презервативами..." Да, для верующего взгляда это - несомненный знак гнева Божия. Но чьи грехи вызвали этот гнев? И рад бы я считать, что это - гнев Божий за пропаганду разврата, но не могу. Ведь ураган сорвал кресты с наших храмов (в том числе в Новодевичьем монастыре), а не разметал склад презервативов. Ураган оставил нетронутым казино, расположенное по соседству с храмом Рождества святого Иоанна Предтечи на Красной Пресне, где я служу, но сорвал крест с колокольни моего храма. Так что не стоит нам искать чужих грехов.
Именно мы, православные, живем так, что Богу приходится нас предостерегать такими бурями. Может, купола оказались разворочены потому, что слишком много усилий мы вкладывали в позолоту куполов и крестов вместо проповеди Евангелия? Да, крест, сияющий в небесной высоте, - это тоже проповедь, тоже напоминание о Боге. Помните у Гумилева об Исакиевском соборе Петербурга: "Верной твердынею православья врезан Исакий в вышине..." Но есть и евангельские строки: "Некоторые фарисеи сказали Ему: ... запрети ученикам Твоим! Но Он сказал им в ответ: ... если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк. 19,39 - 40). Так и было в годы государственного атеизма, в те годы, когда Конституция признавала "право на ведение атеистической пропаганды и отправление религиозного культа". Право на "религиозную пропаганду" не предусматривалось. Церковь (люди) тогда молчала, но камни (храмы) и иконы проповедовали евангельскую красоту. Тогда иконы преподобного Андрея Рублева привели к вере больше людей, чем усилия любого проповедника. Но сейчас-то можно обращаться к людям напрямую. И звать людей в храм можно не голосом колокола, а человеческим словом. Не красотой каменного храма, а силой мысли и убеждения можно приводить людей ко Христу. Может, поэтому ураганом были повреждены именно колокольни? Может, это напоминание о том, что не колоколом, а живой