Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

контролировали школьное образование и основные течения культуры, поставили на службу своим идеям войска и человеческий энтузиазм, добились полного единомыслия в обществе и знаки своей идеологии поставили на всех перекрестках... А потом мы видим, что эти же люди оказались ничтожным меньшинством, что большинство с искренним энтузиазмом их ненавидит и презирает, что армия, полиция, школы, когда-то служившие им, теперь обратились против них, что в культуре не находится места для их идей, а в городах и даже домах - для их символов? Неужто для описания происшедшего неуместно слово "поражение"?

Считаем ли мы победой, если удалось священнику войти в светскую школу и там детям рассказывать о Христе? А если священника из школы выгнали - не поражение ли это для Церкви? Да ведь так же и всю нашу Церковь когда-то выгонят вон из "приличного общества"! И то, что "приличным" будет считаться не связывать себя "с этими православными", - в этом тоже будет состоять наше поражение.

"Малое стадо", конечно, останется. И на нем исполнятся слова о том, что "врата ада" (напомню, кстати, что "врата" на библейском языке - это место заседания совета старейшин, т. е. своего рода "мозговой центр" города, а не периферия, как сегодня) не одолеют Церковь. Но ведь Тот, Кто желает спасения всем, желал бы видеть Своих чад в числе "паче песка морского"... Но люди не дадут Господу этой радости. И это тоже - наше поражение.

Это - несомненная богословская перспектива. А вот как с ней соотносятся нынешние времена - вопрос совершенно иной. Может быть, уже сейчас мы своим поведением, своим молчанием или, напротив, навязчивой интонацией своих проповедей, помноженной на беспомощность в подборе аргументов, закладываем в общественном сознании тот запас недоверия и неприязни к нам, который уже вскоре взорвет возможность нормальной жизни Церкви881. А может, Промысл Божий отсрочит на несколько поколений или даже тысячелетий наше конечное поражение. Ведь, во-первых, не всякая болезнь есть болезнь к смерти. А, во-вторых, нередко бывает, что больной чувствует себя лучше именно в последние часы перед смертью.

Но позиция диакона Александра изумляет: раз сейчас в России Православие возрождается, - значит, антихрист нам не страшен (и приводится апокриф про то, что "русского царя будет бояться сам антихрист"). Ну да - "конца света" не произойдет в одной, отдельно взятой стране...

Диакон Александр Лисиков поучает: "Позволю себе заметить диакону Кураеву: если перед боем с врагом, который хочет поработить