Кураев А

ХРИСТИАНСТВО НА ПРЕДЕЛЕ ИСТОРИИ

выделить себя, не приостановить течение. Как один поток Вселенная!" ((Беспредельное, 193)). Закон "кармы" можно назвать "слепым в силу его неизменности, непоколебимости, когда он действует космически непреложно. Закон кармы становится разумным в действиях человека с пробужденным разумом" (Письма Елены Рерих, 1929-1938. Т. 2, С. 95). Ученик Е. Рерих А. Клизовский это описывает еще прямее: признав, что "закон кармы, или закон причин и следствий, есть то, что в обычном понимании значится как судьба или рок", он утешает тем, что "карму" можно изучить и увидеть в ней порядок, к которому можно приспособиться" (Цит. по: "Коррекция Кармы (чистая Карма): Книга вторая / сост. и комм. Н. Ф. Лазаревой СПб.,1995. С. 5). В самом деле, если человек изучил распорядок лагеря и научился жить строго по режиму - вот он уже и свободен, ибо "осознал необходимость". "Когда дух поймет, как беспрерывно текут проявления жизни, тогда можно указать на непрерывность всех цепей. Цепь мысли, цепь действия, цепь следствий, цепь стремлений, цепь жизней - одна цепь предопределяет другую!" ((Беспредельное, 451)). "Нарушить цепь нельзя, но заменить железные кольца более тонким металлом можно" ((Беспредельное, 48).

Странно, что меня обвиняет в фатализме адепт доктрины, согласно которой "предопределение есть следствие заложенной причины" (Письма Елены Рерих, 1929-1938. Т. 2, С. 46).

Обратимся к более общему вопросу: причине раскола между Церковью и оккультными учениями (Там же. Т. 1. С. 3). В самом начале, в предисловии, автор признается, что после прочтения некоторых оккультных книг "очень многое в Писании и в богословии, в церковной истории и в церковной практике стало для меня яснее". Но тут же он заявляет, что "теософия в некотором смысле природный враг христианства". Так может потому и считает Церковь (а не Христианство, заметим!) оккультное (тайное!) учение своим врагом, что оно раскрывает какие-то сокровенные смыслы культа и учения, - которые когда-то Иисус шептал на ухо своим ученикам, в то время как "тем, внешним" (толпе) "все было в притчах"889. А потом, через века, это сокровенное, или оккультное, знание, передаваемое на ухо от учителя ученику890, официальная церковь и вовсе растеряла, забыла, а сохранили его как раз тайные общества эзотерического Христианства - гностики, позже тамплиеры, розенкрейцеры, масоны... И пропасть между ними, избранными и посвященными носителями живого Учения Христа, бережно ими хранимого, - и Церковью, обретшей власть над миром, телами и душами людей вплоть до костра и инквизиции и обросшей забором