мертвеющих догматов - все росла.
Все мистики, праведники и святые, по самой сути своей рушившие догматы и пытающиеся взмыть над этим забором, - вынуждены были уйти в затвор, в схиму и так или иначе подвергались гонениям со стороны самой Церкви. "Спросите: "Где же преследуемые?" - по этим знакам идите. Увидите преследуемых первых христиан и буддистов, но когда храмы отвратились от Христа и Будды, тогда преследования прекратились" (Агни Йога. С. 197).
Действительно, они прекратились к III веку, когда Церковь отвергла доктрину перевоплощения и из десятков Евангелий оставила лишь четыре, - тем самым обрубив многие ветви некогда могучего дерева Единого Учения и превратив его в телеграфный столб из догматов и "утвержденной" биографии Христа.
Еще пример или невежества, или, что вероятнее, сознательного насилия над исторической реальностью. Гонения на христиан прекратились в Римской империи не "к третьему веку", а лишь в начале четвертого столетия. Но рериховцам (неоязычникам) очень важно, во-первых, смягчить факт многовековых гонений язычников на христиан. Во-вторых, им важно Оригена, брошенного в тюрьму языческими властями, выдать за жертву гонений со стороны Церкви - ведь в Оригене они видят сторонника языческой идеи переселения душ.
Однако О. Стукова не замечает, как много неувязок и противоречий фактам в построениях рериховцев: 1) если Церковь первых двух веков действительно исповедовала языческие взгляды (в частности, идею переселения душ), - то за что же ее преследовала языческая Римская империя? 2) Ориген сам критиковал идею переселения душ (подробнее об этом см. в моей книге "Куда идет душа? Раннее христианство и переселение душ". Ростов-на-Дону, 2001]); 3) христианские писатели дооригеновской поры также отвергали идею "душепереселения" (необходимые цитаты были приведены в моей книге "Сатанизм для интеллигенции"; странно, что рецензент этой книги не обратила на них внимание); 4) гностические околохристианские апокрифы не содержат учения о реинкарнации; 5) самые суровые и массовые гонения на христиан Римская империя начала именно в третьем столетии и уже после того, как произошла ссора Оригена с александрийским епископом Димитрием (231 г.). Например, гонение императора Декия приходится на 249-251 годы. Гонение императора Валериана - на 257-259 годы. Наконец, жесточайшее гонение (во всей древнехристианской истории) происходит уже в четвертом столетии (303-311гг.) - при императоре Диоклетиане (см.: Лебедев А. П. Эпоха гонений на христиан и утверждение